Павлова Тамара Николаевна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 1 с. Янтиково"
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы»М. Монтессори
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.
Дошкольное детство - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания - у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.
Задача сложная, но вполне разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.
Многие авторы (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОО, открытой для активного участия родителей.
Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Получается целостный образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Одна из основных черт проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием. Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Нужно, чтобы педагог и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы. Третьей особенностью проектной деятельности является ее адресный характер. В ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата - человека, к которому обращено его высказывание.
Перед дошкольником стоят задачи: он должен впервые войти в группу сверстников, занять там определенное место, научиться договариваться с окружающими, он должен быть интересен для других. Иными словами, ребенок должен научиться быть успешным, что поможет ему обрести уверенность и гордость за собственные достижения, послужит основой доверительного, дружеского отношения к миру.
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Этим и проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается быстро.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире и это связано с выполнением исследовательских, творческих проектов, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, но и установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Проектная деятельность влияет и на воспитателя, заставляя педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
Также в ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Метод проектов можно рассматривать как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в дошкольном учреждении. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что сказывается на качестве образовательного процесса, формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Хочется отметить, что данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике дошкольных образовательных учреждений. Детские сады, которые начинают активно ее использовать, всякий раз убеждаются в ее эффективности для развития детей, педагогов и родителей.
Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму". Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
На практике мной были разработаны и реализованы проекты для детей по разным образовательным областям. В рамках социально-коммуникативной области был реализован проект «Мы разные, но мы вместе».
В ходе освоения детьми образовательной области «Познание», были реализованы проекты «Как получается книга», «Выращивание кристаллов», «Таинственные следы таинственных животных».
Одна из основных задач образовательной области «Физическое развитие» - формирование основ здорового образа жизни в едином здоровье сберегающем пространстве семьи и детского сада. Был реализован проект «Олимпийские герои», «Летние Олимпийские игры». В ДОУ были проведены Детские Олимпийские игры. Была проведена большая работа по взаимодействию с семьей, был проведен спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Главная задача педагог в ходе проектной деятельности связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и развернуть пространство возможностей ее преобразования.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. 2011 г. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, - Мозаика Синтез.
2. Киселева Л.С. 2006 г. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.: АРКТИ, - 96 с.
3. Морозова Л.Д. 2010 г. «Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике». Приложение к журналу "Управление ДОУ" Сфера.
4. Хабарова Т. В. 2011г. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» Санкт-Петербург. Детство-Пресс.
5. Штанько И. В. 2004 г. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»