ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Плохотникова Жанна Викторовна, методист, Котовап Ирина Евгеньевна, методист, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», Старооскольский городской округ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Развитие познавательной деятельности обучающихся является приоритетной задачей модернизации российского образования. Одним из центральных вопросов интеллектуального воспитания является развитие познавательной активности детей. В педагогике познавательную активность определяют, как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к умственному напряжению, учению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Познавательная активность создается непосредственно в познавательной деятельности, способствует интеллектуальному развитию человека, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практического применения полученных знаний. Среди современных форм организации интеллектуальной и познавательной деятельности, стоит выделить построение интеллект-карт. Интеллект-карта (карта мыслей или ментальная карта) – это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. По сути, интеллект-карта, это предельно сжатое изложение материала, которое должно быть интуитивно понятным. Это такой графический метод запоминания любой информации и выглядит он следующим образом.
На картинке в центре вы видите, что от основной мысли, или идеи, или темы, отходят ветви, которые эту мысль расширяют, дополняют или описывают. Если говорить коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. Разработал данные карты Тони Бьюзен – британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Автор более сотни книг. Интеллект карты используются для того чтобы лучше запомнить и структурировать большой блок информации, генерировать идеи, готовиться к презентациям, конспектировать лекции, планировать рабочее время и т.д. В учебе с помощью данных карт удобно обрабатывать и структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Интеллект-карты активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. С их помощью можно конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты. Свойства интеллект-карт: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра. При создании интеллект-карт многие используют лист бумаги и разноцветные маркеры (рисуют и записывают информацию разноцветными маркерами с разной интенсивностью выделения определенных ответвлений). Такой вариант интеллект-карты достаточно хорош, информативен. Так как автор полностью его создал сам, то в его памяти останется большой объем информации. Но, поскольку мы живем в век компьютерных технологий, соответственно сделать такие карты можно и в приложениях. Например, приложение XMind - для бесплатного использования доступна бета-версия десктопной программы. В тестовой версии представлено 30 шаблонов ментальных карт и 89 наклеек. Форматирование текста доступно в редакторе Markdown. Готовую интеллект-карту можно экспортировать в формат pdf. Также можно пользоваться и другими приложениями, такими как: - NovaMind - это десктопный инструмент доступный для Windows и Mac. В бесплатном тарифе Lite доступно 25 шаблонов для создания интеллект-карт. - Draw - абсолютно бесплатный инструмент без ограничений. Этот сервис доступен пользователям как в онлайн-режиме, так и в десктопной версии. Сохранять готовые интеллект-карты можно в Google Drive, OneDrive, Dropbox, GitHub, Trello или прямым скачиванием на компьютер в форматах: png, jpeg, svg, pdf, htlm, vsdx, xml, url. Правила создания интеллект-карт: - Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, ручки, в приложении просто разный цвет фона или шрифта. - Основная идея обычно располагается в центре. Для её изображения используют не просто слова, а обязательно рисунки, картинки. - Каждая главная ветвь, отходящая от центра имеет свой цвет. Обычно их рисуют толстыми и с изгибом. Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. - От главных ветвей отходят второстепенные ветви, а затем ветви второго, третьего и т.д. порядка, которые представляют подтемы. - Над каждой линией – ветвью пишется ключевое слово. - Для того чтобы показать связь между элементами интеллект-карты можно использовать стрелки. - Желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове для лучшего запоминания и усвоения. - Разросшиеся ветви желательно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Таким образом, можно смело сказать, что такая форма работы как составление интеллект-карт показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Работая с данными картами обучающиеся учатся самостоятельности, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Литература