МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ АВТОРСКОГО ТЕАТРА В ДОУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР»
Власова Татьяна Викторовна воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 182
Аннотация. Создание своего театра начинается, в первую очередь, с мысли о невозможности работать иначе. Когда понимаешь, что иного пути нет и, для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, тебе не хватает ни одна из существующих площадок – начинаешь задумываться, а может стоит создать что-то свое? Ну а дальше – это вопрос воли, фантазии воображения – потому что путь этот очень интересный, затягивающий и волшебный.
Методическая разработка посвящена развитию творческих способностей детей посредством создания авторского театра. В данной разработке представлены пошаговые действия создания различных видов авторского театра и внедрение его в образовательный процесс ДОУ.
Актуальность. В работе с детьми дошкольного возраста главная цель педагога - это сделать пребывание детей в детском саду комфортным и благоприятным, наполнить день ребят яркими красками, творчеством, новыми знаниями и положительными эмоциями. Чтобы занятия были более наглядными, интересными и увлекательными, для того чтобы помочь детям лучше усваивать и запомнить образовательный материал проявить собственную фантазию, раскрыть свои творческие способности, помочь раскрепоститься и просто внести разнообразие в повседневную жизнь, обогащая внутренний мир детей, я рекомендую создать в группе свой авторский театр. В статье я хочу рассказать, как используя обыденные вещи и подручные материалы, можно изготовить различные виды театра и с его помощью развивать творческие способности детей, проводить интересные образовательные занятия, раскрывать эмоциональный внутренний мир ребенка, раскрепощать его, социализировать.
Глава I. Значение театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Я считаю, что театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, правильного формулирования своих мыслей, пополнение словарного запаса. Это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театрализованная деятельность – это в первую очередь импровизация, оживление звуков и предметов, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Кроме того, я заметила, что именно театрализованная деятельность, как никакая другая, помогает каждому ребёнку обрести уверенность, обогатить словарь и развить творчество.
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка. В разделе «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности» подчёркивается, что педагог обязан:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Это значит, поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и т.д.;
- приобщать детей к театральной культуре. А именно, знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров;
- обеспечивать взаимосвязь театрализации с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Учитывая все задачи из раздела «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности» и анализируя детские умения и навыки, выяснила, что дети недостаточно владеют мимикой, жестами, отчего часто бывают неуверенными, их движения скованы, неточны, плохо развиты психические процессы - память, воображение, внимание, выразительность речи.
Цель: Раскрыть значение театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Раскрыть пошаговые действия создания авторского театра.
Задачи:
- Повысить компетентность педагогов, специалистов в вопросах организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Познакомить педагогический персонал всех возрастных групп с различными видами авторского театра.
- Заинтересовать воспитателей идеей создания авторского театра в группе.
- Обучить пошаговым действиям создания театра.
- Создать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса.
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- обогащать и активизировать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи, звукопроизношение, формировать интонацию и выразительность речи, развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности;
- совершенствовать артистические навыки детей в создании художественного образа, используя следующие приёмы - игровые, танцевальные и песенные импровизации;
- создавать благоприятную атмосферу, вызывающую творческую активность детей, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать гуманные чувства, проявлять внимание и отзывчивость к взрослым и детям, к их душевному состоянию, стремиться прийти на помощь в трудную минуту, радоваться успехам сверстников.
Глава I. Пошаговые действия создания авторского театра.
1.1. На протяжении всего учебного года я знакомлю детей с растительным и животным миром, с народными традициями, временами года и другими темами, согласно, календарного планирования. Чтобы мои занятия с детьми проходили более красочно и эмоционально я прибегаю к помощи сказочных героев, а для того, чтобы занятие было еще более наглядно, использую в работе «Театр в коробке».
Чтобы изготовить такой театр нужно взять обычную коробку, разрезать ее и оформить в виде домика с откидной крышей и передней стенкой, саму коробку можно украсить по своему вкусу и желанию, я украсила гофрированной бумагой, вырезала театральные маски и оформила надпись: «Я люблю театр». Внутри коробку украсила волнами, берегом, солнцем и облаками. Волны лучше разместить в 5 рядов, чтобы для детей изображение казалось более объёмным.
Во время рассказа я использую сказочных героев, сделанных из того же коробочного картона. Героями легко управлять, если приклеить их на палочки спажки. На фрагменте изображены герои по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Данное театрализованное представление я рекомендую использовать в старших и подготовительных группах. Но сам «театр в коробке» можно использовать для любого возраста обыгрывая различные сказки и рассказы.
При групповом занятии я столкнулась с трудностью, что один ребенок не очень заинтересован в моем театрализованном рассказе. И мне пришла мысль усовершенствовать театр в коробке и сделать его более «сказочным» для индивидуального обучения. Для этого делаем в коробке два отверстия, чтобы через них можно было смотреть представление, а также помещаем вниз коробки фонарик, чтобы в рассказ добавить таинственность.
Героев для сказок могут рисовать дети, и не только рисовать, но и быть настоящими артистами и участвовать в инсценировке. В такой момент мы видим, как дети начинают проявлять свою фантазию, артистизм. Так ребенок перевоплощается в театрального героя. Персонажей можно использовать в театрализованной игре, и в прямом диалоге с ребенком, игра развивает эмоциональную сферу, заставляет детей радоваться за персонажа, сочувствовать, сопереживать разыгрываемые события.
Вот так с помощью обычной коробки можно замотивировать детей к образовательному процессу и творчеству.
1.2 Еще один вид театра, который, безусловно, поможет детям самим проявлять себя в качестве артистов, героев сказочных персонажей, а также служить площадкой для безграничного творчества – это «Театр в чемодане». Для его презентации вам понадобиться ширма. Ширма вещь очень многофункциональна. У детей всегда возникает вопрос «А что за ней?» и только ее вид уже заставляет ребенка проявить интерес и приготовиться к чему-то очень интересному, поэтому её можно использовать во всех видах театра. Для создания ширмы я использую игровую перегородку, закрыв ее тканью. Еще на авторская ширма сделана из дерева, для её изготовления нам понадобятся 4 деревянные пластины и петли, такая ширма очень удобна при использовании настольного театра.
Чтобы создать театр берем старый чемодан, крышку которого украшаем цветными треугольниками, чтобы с первого взгляда на волшебный чемодан у ребенка проявился интерес к чему-то новому и неизведанному. Внутреннюю сторону крышки чемодана оформляем в виде кулис, украсив их яркой желтой лентой с помпонами. А для создания сцены обрезаем и красим в коричневый цвет обыкновенную коробку, которая будет служить площадкой для творчества.
Создавая театр в чемодане, прежде всего я хотела заинтересовать детей сказками, приобщить их к русской народной культуре, воспитать в них любовь к книге. В наш век информационных технологий, с появлением компьютеров, планшетов и других гаджетов детям перестали читать книги, рассказывать сказки на ночь. Дети не знают названий сказок, сказочных героев. Испытывают трудности с пересказом сказок, не могут придумать свою историю, рассказ, продолжить рассказ воспитателя или придумать свой конец сказки. В своей работе с детьми все чаще сталкиваюсь с тем, что у детей ухудшилась память, скудный словарный запас, возникают трудности с пересказом произведений, с составлением рассказов по картине.
Я решила заинтересовать детей через театрализованную игру, с применением кукольного театра, где все дети могут попробовать себя в роли кукловода и погрузиться в мир сказок. Чемодан очень мобильная вещь, с ним можно не только проводить занятия, показывать спектакли для всей группы детей, но и найти уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры, сходить в соседнюю группу, для показа сказки малышам, вынести на прогулку, просмотреть представление на открытом воздухе.
С помощью сцены внутри чемодана, можно проводить любые инсценировки, самостоятельно создав персонажей из бумаги, картона, дерева, любого подручного материала. Сцену за кулисами также можно украсить деревьями, облаками и солнцем или сменить атмосферу и оформить в виде подводного мира. Дети всегда очень активно участвуют в создании театра, что развивает их творческие способности, благодаря театру, игровой деятельности, дети лучше запоминают и усваивать образовательную программу.
Еще один огромный плюс театра, в том, что изготовив две палки и перекладину и взяв белый лоскут материи можно показать детям прекрасный и волшебный «Мир теней».
Выпиливаем 4 палки, две палки скрепляем между собой болтом и гайкой и делаем упор в дно чемодана, аналогично делаем такой же второй экземпляр, чтобы конструкция держалась между собой, и было на что вешать белый экран, делаем перекладину между двумя основами и соединяем. В качестве экрана можно использовать хлопковую белую ткань, на дно чемодана или картонной сцены кладем светодиодный фонарь, можно взять обычный, удобный для вас светильник, немного приглушаем свет в помещении и погружаемся в таинственный мир теней.
Используя персонажей на палочках, можно проводить интересные образовательные занятия, ставить спектакли с участием детей. Завораживающие изображения получаются при помощи пальцев рук. Теневой театр является не просто разновидностью игры для детей – это дополнительный способ их развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. Данный вид театра отлично подойдет для развития моторики и речевой культуры ребенка.
Все, что вы используете при работе с театром, включая деревянные перекладины, лампу и многое другое вы сможете хранить в чемодане, для этого вам всего лишь нужно перевернуть картонную сцену и туда поместятся все предметы. Очень удобно использовать его внутренние карманы, для хранения мелких предметов, прищепок, ниток и др. А заводские стяжки-резинки, предназначенные для фиксации вещей, надежно зафиксируют все атрибуты театра в чемодане.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка. Развитие речи у детей идет в применении всех видов театра, но я считаю, что особенно активно оно происходит при прямом контакте с ребенком и игровым предметом. Я хочу вам порекомендовать использовать еще один вид театра - это «Пальчиковый театр».
Сделать его тоже можно своими руками, основа птицы делается из картонной ячейки для яиц, голову украшаем перьями и раскрашиваем гуашью, приклеиваем забавные глазки и герои для пальчикового театра готовы. Данный материал хорош тем, что имеет конусовидную форму и птички (или другие герои) хорошо держатся, как на взрослых, так и на детских пальчиках. Домиком для птичек служит та же самая коробка, из которой сделаны птички, только ее нижняя часть.
Можно украсить нижней частью стебля травы фасад домика в виде забора, а верхнюю часть травы связать в пучки и приклеить для дополнительного декора.
Разыгрывать сюжеты без предварительной подготовки, для создания сюжета берем ширму или играем в свободной форме за столом. Для продолжения игровой деятельности или для проведения занятий я использую три цветных яйца, в которых находятся фигурки. Цвета можно перемешивать и давать детям задание правильно разложить объекты по цвету, или задавать вопросы кому птенцу принадлежит его домик (по цвету), а какой птенчик без домика, обыгрывать различные сюжеты с детьми. Пальчиковый театр – это уникальная возможность создать сказку на ладошке ребенка, в которой он сам сможет не только принять участие, но и выбрать роль героя.
Еще один вид театра, это театр в мини-чемоданчике «Чиполлино». Для его создания я взяла маленький чемоданчик, внутреннюю часть крышки украсила в виде кулис, в чемодан положила овощи и фрукты, половина овощей связаны из шерстяных нитей, а половина сделаны из пластика.
Такой чемоданчик можно использовать при развитии мелкой моторики рук у детей, на занятиях по теме недели «Овощи и фрукты», обыгрывать различные ситуации с детьми «магазин», «продавец», «кто в чемодане живет?» ... Хорошо такой чемоданчик использовать на занятиях по развитию речи, как в групповой, так и в индивидуальной работе с ребенком. Можно давать задания ребятам посадить овощи на рядке, в первом ряду морковку, во втором, тыкву и капусту. С помощью таких заданий дети быстро запоминают овощи и фрукты, можно складывать овощи и фрукты в ряды или кучки и учить детей значению «больше», «меньше».
«Куклы из носков». Для создания кукол нам понадобятся разноцветные носки, шерстяные нитки, пуговицы или цветная бумага и клей. Носок надеваем на руку и приклеиваем носик, ротик и глазки (можно использовать клей ПВА или клей-пистолет), затем берем нитки и делаем из них разноцветные волосы, по своему вкусу и желанию, «волосы» приклеиваем на самый верх носка и наша кукла «горовур» готова. Носок нужно надевать так, чтобы толстый палец помещался в пятку носка, а другие 4 пальца поместить в самый носок носка, так наша «кукла говорн» при размыкании и смыкании пальцев будет похода на рот и сможет «общаться».
Делать из носка куклу для импровизированного кукольного представления — веселое и увлекательное занятие, и самое интересное — сделать каждую из них уникальной. Каждая кукла может иметь свой собственный характер. Они необязательно должны походить на людей: можно смастерить животных, пришельцев и даже машины. Как только вы поймете, как сделать простую куклу из носка, можно попробовать сделать более «продвинутую» версию, добавив несколько деталей.
Данные куклы хорошо использовать на занятиях по развитию речи, в театрализованной деятельности при постановке спектаклей (за ширмой). Дети очень любят кукол, сделанных своими руками. И всегда хорошо иметь под рукой такую куклу-говорушку, для моментального привлечения внимания детей.
Еще один вид театра, который можно сделать своими руками и не только самой, но и привлечь к его изготовлению детей и родителей – это «Театр на палочках».
Для его изготовления нам понадобится любой картон или покупной или бросовый от коробок и упаковок и палочки. Палочки могут быть любой удобной для использования длины. Можно использовать готовые палочки от суши или мороженого, а также ручкой может служить сухая веточка дерева.
Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. Работа детей с куклой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Заключение
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове ческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена.
Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.
Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.
На мой взгляд, необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, разрабатывать и создавать что-то новое и интересное, использовать на занятиях все виды детской театрализованной деятельности. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Таким образом, используя различные виды театра можно сделать вывод, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые. Любому педагогу под силу создать своими руками удивительный и волшебный мир театра, который принесет детям радость, новые знания, научит их любить, творить, чувствовать, сопереживать.