ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ВИКТОРИНЫ И ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Шишулина Елена Павловна учитель-логопед СП «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18, г. Новокуйбышевск
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. Особую роль здесь играет сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей, которое значительно влияет на успешность коррекционной работы.
Речевые праздники и развлечения не только один из актуальных видов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, но и одна из наиболее интересных форм взаимодействия с родителями.
Цели познавательно-речевых викторин и праздников (как формы взаимодействия с родителями):
1. Познакомить родителей с приемами и методами коррекционной работы с детьми по преодолению речевых нарушений.
2. Познакомить с итогами коррекционной работы за год.
3. Подчеркнуть значимость коррекционной работы для речевого и общего развития ребенка.
4. Приобщить родителей к совместной работе по преодолению речевых нарушений.
Речевые праздники и развлечения вызывают у родителей интерес, помогают лучше понять свою роль в развитии речи ребенка.
Цели познавательно-речевых викторин и праздников (как вида работы с детьми с речевыми нарушениями):
1.Совершенствовать речевые навыки детей (закрепление умения четко и правильно произносить звуки, активизация и развитие словаря, формирование фонематического восприятия, развитие артикуляционной моторики, закрепление представлений о звуках и буквах, выделение и нахождение звука в слове и т.п.)
2. Развивать высшие психические функции (зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мышления), моторные навыки.
3. Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий.
4. Воспитывать доброжелательность, умения слушать друг друга.
Праздники, развлечения в детском саду – это, прежде всего, радость для детей. Они незаметно для них и обучают, и воспитывают, помогают обобщить ранее полученные знания, умения и навыки.
В логопедической досуговой деятельности можно выделить основные направления взаимодействия с семьей.
Первое направление заключается в наблюдении родителями речевых праздников и развлечений, что дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.
Второе направление предусматривает участие родителей в предварительной работе по подготовке досуговых мероприятий.
Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются учителем-логопедом, воспитателями индивидуально с каждым ребенком, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.
Третье направление - непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Это, пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности. Родители могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.
Рассмотрим этапы подготовки к познавательно-речевым викторинам и праздникам.
Следует отметить, что подготовка и проведение логопедических досуговых мероприятий – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, физического инструктора, детей, и, конечно же, родителей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки к празднику.
Условно, из опыта работы, можно выделить несколько этапов подготовки к речевым праздникам и развлечениям:
1. Выделение цели и задач мероприятия для детей, родителей и педагогов.
2. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей.
3. Индивидуальные встречи и консультации с родителями.
4. Распределение ролей детей и взрослых.
5. Изготовление пригласительных билетов.
6. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
7. Изготовление атрибутов, пособий.
Многие из выше названных этапов предполагают активное участие родителей.
Родители привлекаются к подготовке и проведению музыкальных номеров, изготовлению атрибутов и пособий для праздника, плакатов по теме речевого развлечения. Совместно с детьми родители принимают участие в украшении зала или группы.
Особое значение уделяется приглашению родителей и гостей на речевой праздник.
В группе для родителей вывешивается коллективное приглашение в виде красочно оформленного объявления, в создании которого принимают участие не только воспитатели группы, но и дети. К изготовлению коллективного приглашения можно привлечь родителей группы.
В комбинированных группах и в группах компенсирующей направленности, познавательно-речевых викторины и праздники целесообразно проводить в конце учебного года, что позволяет родителям увидеть совместный итог работы всех педагогов ДОО.
Речевые праздники могут проводиться в различных формах: в виде интеллектуально - развлекательных игр по типу популярных телепередач «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Вопрос на засыпку», «Брейн-ринг», «Сто к одному», «Счастливый случай», КВН, в виде речевых тематических развлечений.
Игры, игровые задания включаются во все части развлечения и служат познавательным, развлекательным, коррекционным задачам. Для развлечения подходят разные игры: спортивные, дидактические, познавательные, психологического характера, игры-шутки, то есть все те задания, которые дети выполняли в течение года.
При выборе игр руководствуются возрастными, речевыми возможностями детей, программными требованиями.
Некоторые конкурсы досуговых мероприятий могут предлагать этап, к которому задание готовится дома с родителями, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. Например, дети инсценируют заранее подготовленную дома с родителями юмористическую сценку.
Ряд конкурсных заданий может быть адресован родителям. Например, игра «Скажи быстро»: дети предлагают родителям быстро произнести скороговорки, чистоговорки.
Учитывая то, что дети с речевыми нарушениями, как правило, подвижны, не могут длительное время сосредоточенно работать, отличаются повышенной утомляемостью, для детей необходима смена деятельности, возможность расслабиться, отдохнуть. Поэтому при проведении речевых праздников и мероприятий следует чередовать познавательные, дидактические задания со спортивными, подвижными играми.
Кроме того, в структуру досуговых логопедических мероприятий могут включаться физкультминутки. Существует множество вариантов физкультминуток: предлагаются игры на координацию речи с движениями, игры, когда определенные движения согласуются с музыкальным сопровождением и т.п.
Прекрасным дополнением к празднику могут служить музыкальные, танцевальные и стихотворные номера, к подготовке и проведению которых может привлекаться не только музыкальный руководитель, но родители детей.
Поскольку большинство речевых праздников и развлечений проводится в игровой соревновательной форме, то из родителей формируется состав членов жюри.
Речевые праздники – хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей. А какой же праздник без подарков? Подарки любят все, поэтому и для речевого праздника нужно придумать подарки, по возможности связанные с его темой. Это могут быть медальки-призы, звездочки, печенье в форме букв, пирог. Для изготовления сюрпризных моментов привлекаются родители детей группы.
В конце речевого праздника в нашем дошкольном учреждении родителям и детям предлагается поделиться впечатлениями о проведенном празднике в книге отзывов.
По результатам проведения речевого праздника родители с детьми изготавливают газету - фоторепортаж, которая включает в себя фотографии с праздника, рисунки детей, информацию о проведенном празднике.
Таким образом, речевые праздники и развлечения являются не только одним из актуальных видов работы с детьми компенсирующих групп, но и одной из наиболее интересных форм взаимодействия с родителями. Речевые досуговые мероприятия позволяют увидеть родителям итог совместной работы всех педагогов образовательного учреждения, наглядно познакомиться с приемами и методами коррекционной работы по устранению нарушений речи, подчеркнуть значимость педагогической работы для речевого и общего развития ребенка.
Литература
1. Захарова, Е.Н. О работе логопеда с родителями / Е.Н. Захарова // Логопед. - 2006. - №6. - С.54-58.
2.Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. - М.:Мозаика-Синтез, 2009.-56с.
3.Морозова, Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е.И. Морозова // Дефектология. - 1998. - №3. - С.49-57.
4. Цуканова С.П. Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей в дошкольные образовательные учрежденья /С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 112с.