Нифакина Е.Ф., Куликова Ю.П. КВЕСТ-ИГРА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
Библиографическое описание: Нифакина Е.Ф., Куликова Ю.П. КВЕСТ-ИГРА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.
Пояснительная записка Изучение правил дорожного движения в общеобразовательных учебных учреждениях необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно–транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах на дорогах нашего города быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны. А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. И каждый десятый погибший - ребёнок! Но невозможно представить, что человек совсем откажется от транспорта, в целях личной безопасности. Конечно, транспорт нам необходим, но нельзя при этом забывать о мерах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в государственном масштабе. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка обучающихся, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Наши дети будут не только пешеходами, им предстоит быть и водителями, поэтому надо донести до их сознания, что пешеходы и водители взаимосвязаны. На дорогах страдают не только пешеходы по вине водителей, но и водители по вине пешеходов. Часто страдают и машины.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Рассчитано на учащихся 3-4 классов, продолжительность - 45 мин. Предлагаемый урок построен на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д., содержит теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и доклады учащихся по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона. Применяются межпредметные связи.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме: проводится викторина, выполняются тестовые задания, решаются ситуативные проблемы.
Цель: формирование устойчивых практических умений, навыков безопасного поведения на улице и дорогах в процессе игровой деятельности.
Обучающие задачи:
• расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
• изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
• формирование практических умений пешеходов;
• формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;
• освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
Развивающие задачи:
• развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
• развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
Воспитательные задачи:
• формирование культуры участника дорожного движения;
• воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
• профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.
Актуальность:
Всем давно известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются у нас на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.
Участникам квест-игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать эрудицию, предоставляется возможность проявить смекалку и продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений.
Оборудование: конверты с вопросами; карточки с ребусами, загадками, дорожными знаками, с кроссвордами, задание по строению велосипеда, медальки, грамоты.
В квесте предложены различные станции:
1. Улица Велосипедистов
2. Переулок Знатоков ПДД
3. Перекрёсток Ребусов
4. Остановка Загадок
5. Улица Дорожных знаков
6. Площадь Кроссвордов
7. Проспект Капитанов
Ход игры
Игра представляет собой соревнование для детей 3-х или 4-х классов. Между командами, состоящими из 5-6 человек. Задача детей состоит в том, чтобы пройти игровые этапы согласно маршрутному листу и набрать максимальное количество баллов. На выполнение каждой станции даётся не более 5 минут. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором обозначен порядок прохождения станций. Обратите внимание: станции необходимо проходить в той последовательности, в которой они у вас прописаны. Ведущий объясняет командам, где находятся станции и с какой каждая команда начинает свой путь Квест рассчитан на 40 минут.
Организационный момент
Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное дорожное путешествие по маршруту «Улица Велосипедная – Проспект Капитанов». Если вы ответите на все вопросы, успешно выполните все задания, отгадаете загадки и кроссворды, то в конце маршрута вас ждёт сюрприз. А теперь – в путь! Желаю успеха.
Предлагаю начать наше увлекательное путешествие с разминки.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.
· Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
· Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
· Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
· Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
· Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
· Кто, держась одной рукой, лихо мчит по мостовой?
· Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
· Кто пинает мяч весёлый на дороге перед школой?
· Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как таблицу умножения»?
· Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
· Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
· Знает кто, что красный свет –это значит хода нет?
· Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
· Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Содержание этапов.
1. Улица Велосипедистов
Участникам необходимо вспомнить строение велосипеда и пронумеровать части велосипеда, предложенные в задании.
2. Переулок Знатоков ПДД
Команда получает зашифрованное правило дорожного движения для пешеходов. Необходимо расшифровать и запомнить.
За правильно расшифрованное правило команда получает 7 баллов (каждое правильное слово 1 балл)
14. С какого возраста можно ездить на переднем сиденье? (12 лет)
15. Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Итог мероприятия. Рефлексия.
Молодцы. Все команды справились с заданиями и завершили прохождение этапов квест – игры «Дорожные приключения». В результате мы вспомнили и закрепили знания. Навыки и практические умения смогли применить в игре для безопасного поведения на улицах и дорогах.
Подведение итогов и награждение победителей.
Победителем квест - игры в командном зачете становится команда, которая пройдет маршрут и наберет наибольшее количество баллов за выполненные задания на игровых точках (станциях).
По итогам квест – игры будут определены победители. Командам – участникам будут вручены медали за участие.
Список используемой литературы.
1. Правила дорожного движения с примерами и комментариями. Изд-во – Питер СПб, 2020, 160 с.
2. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006. 2008.
3. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002