Евдокимова Ю.В. КОНСПЕКТ УРОКА «ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (4-Й КЛАСС)
Евдокимова Юлия Владимировна учитель начальных классов, МОУ ООШ № 5, Челябинская область, г. Южноуральск
Библиографическое описание: Евдокимова Ю.В. Конспект урока «Проектная задача по русскому языку» (4-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Название проектной задачи
Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения частей речи»
Предмет
Русский язык
Класс
4 «б»
Тип задачи
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
Цели и педагоги ческие задачи (пе дагогический за мысел)
1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения частей речи
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
Знания, умения и способы действий, на которые опира ется задача
Русский язык
Четвероклассники освоили принципы деления слов на группы, знают и определяют постоянные и изменяемые признаки
Общеучебные умения
• работа в группе (коммуникатив ная компетентность): организация работы, распределение заданий между участника ми группы в соответствии с общей струк турой задачи и возможностями участни ков, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
• работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестан дартных условиях;
• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — схему для учащихся младших классов
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценива ется:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится пу тем экспертного наблюдения и оформля ется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в про цессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе
Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для младших школьников пособия – схемы, которые помогут малышам запоминать и находить части речи. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из частей речи). Каждая из групп получает техническое задание:
1. распределить задания внутри группы;
2. рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данной части речи;
3. составить рассказ по схеме о части речи;
4. проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно эту часть речи.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие – схемы (на листах А 4), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про части речи.
Описание проектной задачи.
I. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
- Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать части речи. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие, неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в изученном материале по теме «Части речи»
1 слайд презентации.
II. Повторение изученного материала
Повторение идёт с помощью следующего алгоритма-плана (составляется вместе с детьми):
1) Название части речи, самостоятельная или служебная;
2) Что обозначает;
3) На какие вопросы отвечает;
4) Признаки;
5) Привести наглядные примеры.
Задание №1. 2 слайд презентации.
Учащиеся делают работу самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное.. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этой части речи, приводят свои примеры.
3 слайд презентации.
4 слайд презентации.
5 слайд презентации.
Задание № 2.
Детям предлагается др. упражнение,
6 слайд презентации.
И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику …, приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие …
7 слайд презентации.
Задание № 3.
Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания … + … и с их помощью нужно составить небольшой текст на тему «…». По окончании задания, всех, кто справился с заданием благополучно, ждут аплодисменты.
8 слайд презентации.
III. Самостоятельная проектная деятельность учащихся.
9 слайд презентации.
На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям.
Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.
Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить части речи.
Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материалы наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.
Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.
Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу.
После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 15 минут.
10 слайд презентации.
Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) и уже на уроке ИЗО вся группа художественно рисует получившиеся схемы.