Публикации
2023-09-26 10:46 2021 (№ 17-31)

Сивоплясова Г.Н. КТО ТАКИЕ РЫБЫ? (1 КЛАСС)

Библиографическое описание:
Сивоплясова Г.Н. Кто такие рыбы? (1 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Цели урока (предметные):

Обучающие: - познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб. особенностями строения; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

- развивать умение детей работать с учебником;

- расширение кругозора детей.

Развивающие: - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;

- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;

- развивать психические процессы6 память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

Воспитывающие: – воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Оборудование: УМК Школа России (учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, тетрадь), компьютер, проектор, электронная презентация, сигнальные карточки (смайлики), цветные карандаши. аквариум (аппликация), рыбки бумажные (красные, желтые, зеленые)

Ход урока.

I.Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

II. Актуализация знаний.

1. Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

- Проверим ваши знания, выполнив тест

- Оцените свою работу. (смайлик)

III. Самоопределение к деятельности.

-Муравьишка Вопросик приглашает нас всех к водоёму. Там тоже можно увидеть его друзей – насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?»- подумал Муравьишка. А Мудрая Черепаха предложила отгадать загадку. Поможем Муравьишке?

В воде они живут.

Нет клюва, а клюют. (Рыбы) Презентация (Слайд 2)

-Предположите, о чём или о ком пойдёт речь на уроке? (О рыбах)

Откройте учебники на с.34 и прочитайте тему урока.

-Послушайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Учебник с.34)

IY. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику с.34.

- А как можно отличить рыб от других животных? Ответить на этот вопрос нам помогут загадки о рыбах. Послушайте и отгадайте. (учебник с.34)

- О каких признаках рыб говорится в загадках? (живут в воде, есть чешуя)

-Мудрая Черепаха предлагает вам познакомится со строением рыбы, глядя на рыбу краснопёрку. Почему её так назвали? Презентация (Слайд 3-5)

(Слайд 5) (названия частей повторяются хором)

-Рассмотрите рисунок на с.34 и покажите своему соседу по парте все части рыбы. Поменяйтесь ролями. (оценка с помощью смайлика).

Послушайте, что интересного сообщает нам муравьишка Презентация (Слайды 6, 7, 8)

-Кто же такие рыбы? (высказывания детей). Послушайте, что говорит мудрая черепаха.Презентация (Слайд 9)

-Чем покрыто тело рыбы? (Слайд 10)

-Возьмите карандаши и нарисуйте чешуйки (учебник с.34).

V Физкультминутка

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

2.Работа по учебнику с.35.

-Рассмотрите рисунки на с.35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали? (речные и морские рыбы)

-Почему рыб называют речными?- слайды 12-17

- Почему рыб называют морскими? – слайды 18-23

-Какие рыбы изображены на левом рисунке? На правом? Попробуйте назвать их. Посоветуйтесь с соседом по парте. (Проверка)

Физкультминутка

Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике).

Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз,

если морская — приседают.

VI Фронтальная работа. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (слайд 24)

План описания рыбы

1. Название рыбы.

2. Речная или морская.

3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

4. Форма тела.

5. Окраска туловища, плавников.

6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

- Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану. (Учебник с. 35)

1. Сом.

2. Речная.

3. Больших размеров.

4. Тело удлиненное, без чешуи, покрыто слизью.

5. Туловища желтовато-зеленое, плавники темные.

6. Голова большая, сильно сплющенная; рот широкий, с мясистыми губами, нижняя челюсть выдвинута вперед; глаза небольшие, грудные и брюшные плавники короткие.

-Кто же такие рыбы?

Вывод: Рыбы- это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

VII Работа в рабочей тетради с.24

№ 1 (с. 24)

- Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам?

- Выполните задание. (Проверка)

- На какие группы вы разделили всех рыб?

- Назовите речных рыб.

- Назовите морских рыб.

№ 2 (с.24)

- А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. Рассмотрите порядок выполнения

рисунка. Выполните задание.

VIII Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы? (Рыбы- это…)

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

IX Дополнительный материал.

Расширение знаний по теме с использованием краеведческого материала.

- Какая река протекает у нас? (Река Березовая)

- Какие рыбы в ней живут?

- А где рыбки могут жить дома? (аквариум)

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?

У нас на доске тоже есть аквариум с необычными рыбками

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.