Публикации
2023-09-26 10:45 2021 (№ 17-31)

Охотникова Т.А. ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Охотникова Т.А. Повышение техники чтения младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Василий Сухомлинский

Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Ведь ребёнок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Техника чтения включает в себя несколько элементов: осознанность чтения (понимание ребёнком того, о чем прочитал); скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определённый промежуток времени); способ чтения (читает ребёнок по слогам или целыми словами); выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения); правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Основные причины замедленного темпа чтения:

ü неразвитый артикуляционный аппарат;

ü непроизвольные возвратные движения глаз (регрессия);

ü малое поле зрения при чтении;

ü отсутствие гибкой стратегии чтения;

ü низкий уровень внимания;

ü пониженный объем оперативной памяти.

Все эти проблемы решаемы, если учитель использует личностно-деятельностный подход к формированию навыка чтения, то есть учитель ни на минуту не забывает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, как личность.

Для преодоления этих трудностей можно предложить целый ряд упражнений. Вот некоторые из них:

Ø Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

Ø Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых.

Ø Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.

Ø Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые.

Ø Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Ø «Найди слова». Ребенку дают 18 – 20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина – малина», «автобус – абрикос», «Маша – Миша», «Тоня – Толя» и др

Ø «Сложи слова». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе - тух, сапо - ги, тет - радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах – половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например:

моло – ко

моло – ток

моло – дец

мело - дия

по – года

по – беда

по – суда

пе - нал

бе – седа

бе – рег

бе - реза



Ø Чтение в темпе скороговорки. Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Ø «Карточки-столбики». Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится читать слова, состоящие из десяти букв.

Ø «Поиск в тексте заданных слов». Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.

Ø «Произнеси быстро». Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

Ø «Буксир». Взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.

Ø Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

Ø «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

Ø «День — ночь» В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

«Партизан» Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Ø «Спрятанные буквы» Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

ü слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;

ü слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;

ü разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);

ü более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Автоматизация навыка не произойдет сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет, а иногда растягивается до 5 – 8 лет. Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого, несомненно, получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Библиографический список

1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89, 2001.

2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 1997.

3. Мани и Эрик де Лиу. Как научиться быстро читать. М.: Рипол – Классик, 1997. – 233 с

4. Молибог А.Г., Тарнопольский А.И. Технические средства обучения и их применение. - Мн.: Университетское, 1985. - 208 с.

5. Пальченко И.Г. Система упражнений. Из опыта использования рекомендаций профессора И.Т. Федоренко. Донецк, 1990.

6. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? //Начальная школа, 2005, №2

7. Соболева О.Л. Как помочь ребенку, когда он учиться читать: психологический аспект. «Школьный психолог». №4,6. 2007.

8. Чемерикина Г.А. Чтение – увлечение или наказание? /Управление начальной школой. № 11, 2010.

9. Чечерина Н.Ю. Формирование навыков беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.