Ситникова Н.А. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ситникова Наталья Александровна учитель начальных классов, МАОУ "Моряковская СОШ" Томского района, Томская область, с. Моряковский Затон
Библиографическое описание: Ситникова Н.А. Современные технологии, способствующие развитию познавательной активности обучающихся начальной школы // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.
Перед современной школой ставится задача воспитания людей, у которых достаточно развита познавательная активность, которые способны рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения целей, поставленных перед ними. Развитие таких качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения. Важнейшей задачей школы является формирование у обучающихся начальной школы желания и способности самостоятельно приобретать знания.
Для развития познавательной активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые способствуют повышению качества образования, помогают более эффективно использовать учебное время.
Термин «технология», образован от латинского: texno - искусство, мастерство; logos - слово, учение, знание. То есть оно обозначает гарантированный путь получения конкретного образовательного продукта, с заранее заданными свойствами.
В. А. Сластенин обозначает технологию, как совокупность и последовательность методов и процессов реформирования исходных материалов, которые позволяют получить продукцию с заданными параметрами [5].
Понятие «образовательная технология» было введено в педагогику в 60х годах ХХ века. Г. М. Коджаспирова рассматривает понятие образовательной технологии как систему способов, приемов, шагов, последовательность, создающих условия для решения задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника. Деятельность представлена как некоторая система действий; разработка и воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, которые дают гарантированный результат [2].
Образовательная технология – это организованная и целенаправленная педагогическая деятельность, осуществляющаяся на основании научно обоснованного дидактического проекта и характеризующаяся высоким уровнем эффективности, гарантированности и надежности результата.
Все современные образовательные технологии нацелены на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В современной школе существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе и способствует развитию познавательной активности обучающихся.
Все педагогические образовательные технологии по ФГОС рационально разделить на три группы, каждая из которых объединяет методы и приемы, схожие по целевым ориентирам или особенностям организации, а именно:
1. Технологии развивающего обучения — комплекс образовательных методик, которые способствуют широкому охвату учебных проблем с последующей рефлексией (технологии критического мышления и проектной деятельности).
2. Технологии личностно-ориентированного обучения — методы педагогического воздействия, основанные на раскрытии программного материала через призму личностного опыта, повышения ценности изучаемого содержания по теме в восприятии обучающихся. Личностно-ориентированное обучение реализуется в ходе применения игровых технологий, метода проектов, проблемного обучения, изучения материала в тесном групповом сотрудничестве.
3. Технологии объяснительно-иллюстрированного обучения — группа средств комплексной визуализации материала, использование которых позволяет обеспечить высокий уровень усвоения данных за счет их классификации. К технологиям данного типа относится средства ИКТ (презентации, дидактические видеофильмы, учебные видеоролики, справочные интернет-ресурсы), кейс-технология.
Рассмотрим некоторые технологии из приведенных выше групп.
ü Технология развития критического мышления
Технология критическое мышление (ТРКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть [4].
Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Суть технологии заключается в том, чтобы научить младшего школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя [3].
Технология включает три стадии:
Стадия вызова: задачей этой стадии является не только активизация, заинтересованность обучающихся, мотивация их на дальнейшую работу, но и проверка уже имеющиеся знания, создание ассоциации по изучаемому вопросу. Обучающийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». И тогда школьник либо формулирует собственные вопросы, на которые он хочет найти ответы, либо проверяет и уточняет предположения одноклассников (в зависимости от выбранных учителем приемов).
Стадия реализации смысла:активно находят новую информацию, устанавливают связи между новым или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа напрямую с текстом (индивидуальная, в парах, в группах). Методы и приемы ТРКМЧП позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.
Стадия рефлексии: обучающиеся проводят анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане нового знания, а также сам процесс, методы и приемы. Говоря проще, третья стадия направлена на то, чтобы новый материал стал для обучающегося своим в полном смысле этого слова.
Существуют различные методические приемы развития критического мышления (прием «Кластер», таблица, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, прием «Инсерт», прием «Да-нет», «Чтение с остановками» и т. д).
Изучив технологию развития критического мышления, можно сделать вывод, что её применение будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учить мыслить объективно и разносторонне.
Использование на уроках русского языка данной технологии не только повышает интерес к изучаемому материалу и самому процессу обучения, но и развивает критическое мышление у младших школьников.
Данная технология включает каждого обучающегося в образовательный процесс, где он открывает и приобретает новые знания самостоятельно.
Применение технологии РКМЧП:
1) даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом;
2) повышает социальную ответственность;
3) способствует развитию мышления и творчества;
4) создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего.
5) дает право на риск, на ошибку;
6) разрешает размышления;
7) воспитывает уважение к окружающим;
8) по-новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность обучающихся [3].
Технология проблемного обучения
Эта технология предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения:
· строят гипотезу;
· намечают и обсуждают способы проверки ее истинности;
· аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность обучающихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Таким образом, основой метода проблемного обучения является умение создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Сложность данного метода заключается в создании правильной проблемной ситуации.
Правильная проблемная ситуация должна соответствовать следующим требованиям:
ü проблема должна быть доступна для младших школьников;
ü проблема должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний;
ü проблема должна содержать в себе противоречие;
ü проблема должна быть интересной и необычной, чтобы вызывать интерес.
Существуют три способа создания проблемной ситуации, которые представлены в рисунке 1.
Рис.1. Способы создания проблемной ситуации
Таким образом, применение проблемных ситуация в учебной деятельности не только повышает интерес к учёбе, но и обеспечивает развивающий эффект младших школьников, развивает речь, логическое мышление и обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и обучающегося.
ü Игровые технологии
Основным видом деятельности обучающихся начальной школы является игра. Она повышает мотивацию к обучению, а, следовательно, ее нужно применить для организации образовательной деятельности и достижения образовательных целей. Поэтому современный урок должен помочь каждому обучающему проявить свою индивидуальность и реализовать свои способности [1].
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:
Ø Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
Ø Игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование орфографических навыков написания слов. Это «Лучший рыбак», «Грамотеи» др.
Ø Игры, с помощью которых обучающиеся составляют из букв одного слова другие слова. Например, «Матрёшка», «Шифровальщик». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший контролер», «Проверь Угадайку!» и др.).
Ø Игры, включающие элементы поиска и творчества. Это «Отгадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «По какой тропинке ты пойдешь?» и др.
Результативность таких игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, которое охватывает определенную часть учебного процесса и объединено общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
Из вышесказанного следует, что, применяя на уроках игровую технологию учитель обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, их внимание. Применение этой технологии развивает у детей наблюдательность, смекалку, логику, творческие способности, учит младших школьников самостоятельно мыслить.
Библиографический список
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения / В. Н. Аванесова. – Москва: Просвещение, 1992. – 215с.
2. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Н.В.Бордовская [и др.]. – Москва: КНОРУС, 2013. – 431с.
3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С.И.Заир-Бек. – Москва: Просвещение, 2004. – 175с.