Радинская Е.С., Пчелкина М.А., Чагина Е.П. КРАТКОСРОЧНЫЙ КУРС «МОЁ ПРИКАМЬЕ» ДЛЯ 4 КЛАССА
Библиографическое описание: Радинская Е.С., Пчелкина М.А., Чагина Е.П. Краткосрочный курс «Моё Прикамье» для 4 класса // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Залог эффективности решения этой задачи заключается в тесном взаимодействии двух образовательных систем основного и дополнительного образования.
Если на уроках окружающего мира учащиеся по лучают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время — в своей школе (учреждении дополнительного образования) - они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя, растениевода, цветово да, эколога.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
С 2000 года краеведческое образование школьников является одним из важных направлений содержания педагогического процесса школы. Еще недавно учащиеся начальной школы и среднего звена не предполагали, что леса (кедровая роща у д. Демино, сосновый бор у с. Покча и др.), камни (Писаный, Ветланский, Узкая улочка и др.) и даже болота (Малое Вильгортское, Искорское и др.) Чердынского района, могут занять место среди особо охраняемых территорий Пермского края.
Между тем Ныроб и его окрестности обладают достаточным природным материалом, обеспечивающим определенный уровень краеведческих знаний, являющийся естественной лабораторией по формированию экологической культуры школьников. Дети постигают на основе местных источников интереснейший материал, который трогает детей за живое, заставляет их задуматься, сопереживать.
Изучив и проанализировав теоретическую литературу по вопросам краеведческого образования, мы убедились в необходимости организации краткосрочного курса по воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о родном крае, закреплению полученных знаний.
Курс рассчитан для работы со школьниками 4 классов и направлен на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в его основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Время проведения курса - одна четверть (продолжительность 8 часов)
Цель: создать условия для развития учащихся в интеллектуально - познавательной деятельности, посредством формирования осознанного отношения детей к природе, развития экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи:
- закрепить и углубить знания о Пермском крае;
- содействовать развитию умений: анализировать, классифицировать, рассуждать, ставить цели, осуществлять самоконтроль и самооценку, участвовать в коллективном обсуждении;
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
Методы работы:
· словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
· наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
· практические методы: изготовление схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Занятие осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. При проведении занятия используются различные формы: работа в группах, дискуссии, виртуальный поход с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
· рост познавательной активности у ребят;
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
· повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Содержание курса:
Введение - 1 час
Природа Прикамья - 2 часа
Промыслы и ремёсла Прикамья - 2 часа
Города Прикамья - 2 часа
Обобщение - 1 час
Календарно - тематическое планирование
Раздел программы
Тема занятия
Описание примерного содержания
Введение.
Стартовый мониторинг
Познакомить с содержанием курса, определить уровень знаний учащихся о Прикамье.
Природа Прикамья
Мир растений Прикамья
Краткая характеристика основных видов растений, лекарственные растения Прикамья, растения, занесённые в Красную книгу.
Природа Прикамья
Мир животных Прикамья
Расширение знаний о животных Прикамья, редкие и исчезающие виды животных.
Промыслы и ремёсла Прикамья
Промыслы и ремёсла Прикамья (2 часа)
Познакомить с разными промыслами Прикамья (резьба и роспись по дереву, берестяной промысел, ткачество, вышивка, ковка металла)
Города Прикамья
Города Прикамья (2 часа)
Познакомить с геральдикой городов, достопримечательностями, природными и архитектурными памятниками культуры, театрами, музеями, особенностями труда людей Прикамья.
Обобщение.
Итоговый мониторинг
Обобщить полученные знания, проверить уровень сформированности знаний о природе Прикамья, его истории и культуре.
Методические рекомендации к занятиям.
Занятие 1.
Тема: Мир растений Прикамья
На занятии даётся краткая характеристика основных видов растений, лекарственных растений Прикамья, растений, занесённых в Красную книгу. Учащимся предлагается поработать с Книгой для чтения «Маленький Пермяк», с «Атласом – определителем растений».
Выполнить разбор заданий.
Задание 1. Соедини стрелкой породу дерева и что из него изготовляют.
Задание 3. Соедини картинку с названием ягоды.Лишнюю картинку зачеркни.
Черникаежевикамалина
морошка
Задание 4. Вкаждой строчке зачеркни лишнее слово.
1) тополь, осина, кедр, каштан, ясень
2) Верба, рябина кипарис, ива
3) Мать- и- мачеха, зверобой, иван-чай, малина
Задание 5. Соедини стрелками название дерева с картинками его коры и листьев.
осинадубберёза
Занятие 2.
Тема: Мир животных Прикамья
Познакомить с животным миром Прикамья, расширить знания о редких и исчезающих видах животных.
Выполнить разбор олимпиадных заданий.
Задание 1. Напиши ответ в строчку.Вкаких насекомых превращала князя Гвидонацаревна Лебедь в «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина?
Ответ: ____КОМАР_____, _____МУХА_____, ____ШМЕЛЬ_
Задание 2. Вкаждой строчке зачеркни лишнее слово.
4) хариус, плотва, щука, чехонь, камбала
5) муха цеце, комар, пчела, стрекоза, шмель
6) выхухоль, пантера, медведь, волк, бобр
Задание 3. Напиши ответ в клеточку.Кто из детёнышей зверей рождается зрячим?
А) лисёнок
Б) зайчонок
В) волчонок
Г) медвежонок
Задание 4. Напиши ответы в строчки.Каких птиц так называют?
«птица-непоседа»
‒
_____ТРЯСОГУЗКА___
«птица-сплетница»
‒
_____СОРОКА________
«лесной доктор»
‒
_____ДЯТЕЛ_________
птица «со снежным именем» _____СНЕГИРЬ___
«птица-кошка» ‒ _____СОВА_____
Задание 5. Вставь пропущенные слова в предложения.
Я сорвал цветок, и он ____ЗАВЯЛ____.
Я поймал жука и он ____УМЕР____ у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к ПРИРОДЕ,
Можно только _____СЕРДЦЕМ_____.
Задание 6. Собери пословицы,соединив их стрелками.
Гром в сентябре ‒ дружная весна будет
Какова погода в июле ‒ будет год плодородный
Грачи прямо на гнездо летят ‒ к тёплой осени и снежной зиме
Декабрь снежный и холодный ‒ такова будет и в январе
Занятие 3, 4
Тема: Промыслы и ремёсла Прикамья
Познакомить с разными промыслами Прикамья (резьба и роспись по дереву, берестяной промысел, ткачество, вышивка, ковка металла)
Задание 1.Выполни задание. Прикамье – край многонациональный, здесь живут более 100 национальностей. Напиши пять самых многочисленных групп населения Пермского края.
РУССКИЕТАТАРЫКОМИ-ПЕРМЯКИБАШКИРЫУДМУРТЫ
Задание 2.Соедини стрелкой название промысла и занятие.
Промысел в Прикамье был тесно связан с добычей чего-либо, созданного природой.
охота
сбор мёда диких пчёл
рыболовство
добыча золота
бортничество
сбор кедровых орехов
старательство
рыбная ловля
шишкобой
добыча зверя или пушнины
Задание 3.Напиши ответ в клеточку.
В 15 веке в районе города Соликамска зародился соляной промысел.
Соль, которую добывали и продавали за рубеж, в простонародье называли …
А) «уралочка» В) «пермячка»
Б) «пермянка» Г) «соликамка» Ответ:
Б
Задание 4. Вставь пропущенные слова.
Пермяков, работавших на соляных промыслах, узнавали по __УШАМ__,
отсюда появилось выражение «_ПЕРМЯК ‒_ _СОЛЁНЫЕ_ _УШИ_ ».
Задание 5.Выполни задание. С давних времён люди занимались ремёслами – создавали собственными руками всё необходимое для повседневной жизни.Существовало подразделение на традиционно мужские и женские ремёсла.
В клеточке перед женским ремеслом напиши букву Ж, а перед мужским – М.
шитьё кузнечное дело вышивка скорняжное дело
ткачество вязание гончарство кружевоплетение
ювелирное дело прядение лаптеплетение столярное дело
Задание 6. Обведи орудия охоты.
У народов Прикамья охота была древнейшим промысловым занятием.
Продукты охотничьего промысла использовали не только в быту, но и меняли на оружие, металл, украшения.
рогатина
удочка
силок
острога
поплавок
дротик
самострел
перемёт
гарпун
западня
невод
загон
рожон
грузила
яма-ловушка
лук и стрелы
бредень
капкан
рыболовная сеть
Задание 7.Заполни таблицу.
Умелый ремесленник обладал «мастерством в своём деле» и для своих изделий использовал определённый материал.
Ремесло
Материал
Изделие
Кузнечное дело
Обработка дерева
Ювелирное дело
Гончарное дело
Задание 8.Обведи правильный ответ. Этот промысел был распространён в нижнем течении реки Чусовой. До ста тысяч этих изделий изготовляли крестьяне за зиму.
Про них говорили: «Летом рыбачат – зимой бурачат».
Какой из этих предметов относится к бурачному промыслу?
Задание 9.Соедини стрелками картинку приспособления с его названием и назначением.
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов женских ремёсел. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, занимались женщины этой работой, используя для каждого вида работы специальные приспособления.
Задание 10.Выполни задание.
В Пермской губернии, богатой лесами, первое место занимал промысел, связанный с обработкой древесины. Срубить дом, изготовить для него всю нехитрую обстановку, наполнить жилище всей необходимой деревянной утварью и инструментом мог почти каждый крестьянин. Напиши изделия деревообрабатывающего промысла.
Задание 11.Соедини стрелкой левую и правую части. С какой профессией связано возникновение фразеологизмов, пришедших из речи ремесленников?
Задание 12.Заполни таблицу. С привлечением машин и механизмов, увеличением объёмов производства промысел перерастает в промышленность.
Напиши промысел, который перерос в отрасль промышленности.
Промысел
Отрасль промышленности
САПОЖНЫЙ (СКОРНЯЖНЫЙ)
обувная
ТКАЧЕСТВО
текстильная
СТАРАТЕЛЬСТВО
золотодобывающая
БОРТНИЧЕСТВО
пчеловодство
ОХОТА (ПУШНОЙ, ИЗБЯНОЙ)
звероводство
Задание 13.Соедини стрелками левую и правую части. Восстанови пословицы о труде.
Занятие 5,6
Тема: Города Прикамья
Познакомить с геральдикой городов, достопримечательностями, природными и архитектурными памятниками культуры, театрами, музеями, особенностями труда людей Прикамья.
Задание 1. Напиши ответы в строчки.
Жителей Перми называют «пермяки». А как называют жителей этих городов?
Оса ‒ ____ОСИНЦЫ_____
Кунгур ‒ ___КУНГУРЯКИ____
Лысьва ‒ ___ЛЫСЬВЕНЦЫ__
Чусовой ‒ ___ЧУСОВЛЯНЕ___
Задание 2.Выбери правильный вариант ответа и напиши его в клеточку.
Название какого города переводится как «Медвежий ручей»?
А) Кудымкар Б) Чернушка В) Очёр Г) Кизел
Задание 3. Восстанови пословицы и напиши в строчке ответ ‒ дату основания города Перми.
__1__ ум хорошо, а два лучше.
__7___ дел в одни руки не берут.
__2___ сапога – пара, и оба на левую ногу.
__3___ раза прости, а в четвёртый прихворости.
Ответ: ____1723____
Задание 4.Выбери правильный вариант ответа и напиши его в клеточку.
Как называется наука, которая изучает гербы?
А) лингвистика Б) геральдика В) риторика Г) педагогика
Задание 5. Обведи картинки с изображениями гербов.
Задание 6.Вставь пропущенные слова в описании герба Пермского края.
«В червлёном поле серебряный идущий ___МЕДВЕДЬ____:
на спине его золотистое Евангелие, на коем серебряный