веер букв, предметные картинки, игрушка волк, подносы с песком, зеркала, емкость с водой, тетради, (2 класс);
предметные картинки, алфавит, тетрадь (4кл.)
Тип урока:
закрепление полученных знаний.
Индивидуальная работа:
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возраста и особенностей развития.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня гости. Они не знают, как вас зовут. Давайте назовем свои имена.
«Как тебя зовут?»
2. Повторение изученного материала.
-Ребята, мы продолжаем изучать звуки и буквы. Давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках. Какую букву изучили? (2 кл.)
- На какие группы делятся звуки? (4 кл.)
-Каким цветом обозначаются гласные звуки? (2кл.)
- Что вы знаете о гласных звуках? О согласных? (4кл.)
3. Эмоциональный настрой, снятие зрительного напряжения (слушание звуков леса с закрытыми глазами).
-Мы с вами отправимся на уроке на прогулку в лес. Давай закроем глаза и послушаем звуки леса. Представим, что мы там.
4. Подготовительный этап.
- Вот и оказались мы в лесу. Послушайте, кто это воет? (слушание голоса волка).
– Какой звук вы слышите?
– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды. Его мы будем обозначать красным цветом.
5. Артикуляция звука (работа с зеркалами) -2 класс.
– Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой тяну-подражаю я слону.
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
-Посмотрите на картинки, назовите: уши, улитка, утюг, утка. Какой первый звук вы слышите в этих словах? (2кл.)
-Кто-то торопится с вами поиграть. Давайте посмотрим, кто спрятался под зонтом. (дети находят игрушку ежа).
6. Физминутка и самомассаж кистей рук «Ежик».
Здравствуй, мой колючий мячик!
Дружно скажет каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Я его сжимаю, разжимаю,
Я его кидаю, я его бросаю.
Я его кручу-верчу,
Очень сильным стать хочу!
7.Основная часть. (2кл.)
-Здесь мы расходимся по разным лесным тропинкам-ученики 2-го класса будут выполнять свои задания, ученики 4-го класса-свои.
Минутка чистописания буквы У (4кл.), запись слов на букву У (5 слов).
- Звук [у] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: У и у. Покажите букву звука У.
- А на что похожа буква У? Рассматривание картинок.
- Послушаем стихотворение про букву У:
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
_Найдите букву У в алфавите-домике для букв.
– Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
- Посмотрите на большую (заглавную) букву У. С неё можно начать предложение, назвать город, страну. С большой буквы пишут имена людей и клички животных.
- А вот маленькая (строчная) буква у.
- Найдите среди своих букв большую букву У. Пальчиком обведите букву.
- Из каких элементов она состоит? (из палочек)
- Сколько палочек в букве У? (две)
- Какой длины палочки: одинаковой или разной? (Разной, одна короткая, другая длинная).
(показ написания печатной буквы в воздухе).
- Напечатайте на песке пальчиком букву У. Сотрите. Еще раз напечатайте.
- А теперь напишем на карточке по точкам (на тренажере).
(показ написания строчной буквы у в воздухе).
Основная часть. (4кл.)
Звуки-невидимки
Мы повсюду слышим.
Буквами их правильно
На страничках пишем.
- Объясните, чем различаются звуки и буквы.
-Произнеси три любых звука.
-Найдите такие же буквы.
-Вспомните алфавит и прочитайте названия букв (работа у доски).
-Какие буквы не имеют звуков?
Прочитайте четко правило в учебнике.
-Рассмотрите картинки. Назовите по алфавиту. Спишите их в алфавитном порядке в тетрадь.
8. Итог урока.
Рефлексия.
- Какой звук мы сегодня слушали, произнесем его.
- Какой буквой обозначается этот звук? Поднимите карточку с буквой У.
- Вспомните слова, начинающиеся со звука [у] (2кл.)
-Сколько букв в алфавите? (4кл.)
-Какие буквы не обозначают звуков?
Игра на развитие тактильных ощущений «Найди в воде букву У» (2кл.)
«Найди и назови буквы, которые спрятались в песке» (4кл.)