Публикации
2023-09-26 11:00 2021 (№ 17-31)

Костюра С.С. ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Костюра С.С. Продуктивные задания на уроках английского языка в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Задавались ли вы вопросом адекватности заданий учебника по английскому языку для начальной школы требованиям нового образовательного стандарта?

Главным результатом обучения по ФГОС является развитие личности обучающегося на основе учебной деятельности (деятельностный подход в образовании). При этом следует различать репродуктивную и продуктивную деятельности.

Целью репродуктивной деятельности является формирование знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. В процессе такой деятельности ученик получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, а затем воспроизводит.

Продуктивная учебная деятельность, связанная с активной работой мышления, существенно влияет на развитие личности школьника. Осуществляя постоянно усложняющуюся деятельность, учащийся вступает в новые для себя отношения, формирует критическое мышление, личностный опыт, развивает мотивы и оценки.

Большинство учебников по английскому языку для начальной школы содержат задания воспроизводящего характера, направленные на освоение предметного содержания. Но если задание направлено только на формирование и отработку знаний, то можно ли говорить о развитии компетентностей, обозначенных в ФГОС?

Продуктивные задания призваны обучать самостоятельности в процессе преобразования информации, связи реальной жизненной ситуации с изученными правилам и закономерностями. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

Воспользуемся классификацией учебных заданий по глубине интеллектуального и общеразвивающего потенциала согласно таксономии, разработанной под руководством Д. Толлингеровой (1992) и дополненной доктором психологических наук, профессором В.Я. Ляудис (1994).

Таксономия включает шесть групп заданий, каждое из которых подробно раскрывает стоящую за любым учебным материалом систему познавательных действий и операций.

1. Задания на запоминание, сохранение и последующее воспроизведение материала в целом или его части (узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил, норм, определений, больших текстовых блоков, стихотворений, таблиц).

§ Подберите рисунок к данному отрывку текста (предлагаются рисунки).

§ Спишите предложения, поставьте глаголы в правильной форме.

§ Прочитайте наизусть стихотворение.

2. Задания, при решении которых необходимы элементарные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Они сосредоточены на перечислении и описании процессов и способов действий, разборе, распределении факторов, их конкретизации и обобщении, нацелены на выявление взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, полезность, способ).

§ Расспросите друга о том, какие предметы мебели находятся в его комнате.

§ Прочитайте названия продуктов и скажите, какие из них могли привезти в магазины: овощной, мясной, молочный, кондитерский.

§ Прочитайте начало предложения слева и закончите его с помощью группы слов справа.

3. Задания, активизирующие сложные мыслительные операций с данными. В эту группу включаются задания по трансформации данных, их интерпретации, разъяснению смысла, обоснованию, индукции и дедукции, доказательству, проверке и оценка фактов.

§ Прочитайте высказывания и угадайте значения слов по иллюстрации.

§ Опишите домашнее животное, не называя его, но так, чтобы одноклассники догадались, о ком идёт речь (загадка-описание).

§ Какое из стихотворений раздела вам понравилось больше всего и почему.

4. Задания, для решения которых помимо мыслительных операций предусмотрен устный или письменный речевой акт (разработка конспектов, обзоров, отчётов, проектов, самостоятельных письменных работ).

§ В классе закончили рассказ на самом интересном месте. Придумайте дома его окончание.

§ Напишите отзыв о прочитанной сказке.

5. Задания, связанные с анализом школьниками своих способов деятельности.

§ В группе организуйте беседу на тему: «Готовим вечеринку по случаю дня рождения».

§ Проанализируйте вашу работу над проектом. Составьте письменный отчёт.

6. Творческие задания. В отличие от заданий четвёртого и пятого таксонов, они связаны созданием продуктов, имеющих социальную значимость и предполагают наличие путей их дальнейшего воплощения.

§ Составьте вопросы по изученной теме для одноклассников (телевизионной викторины)

§ Создайте блог, группу в социальной сети по изученной проблеме («Мой питомец», «Здоровая и вредная еда», «Моя семья»)

При объединении по критерию «продуктивность», задания первого и второго таксона можно включить в категорию репродуктивных; задания 3-5 таксонов рассматриваются как единый класс продуктивных, а шестого таксона - как продуктивные и творческие задания.

Предлагая учащимся репродуктивные задания, следует исходить из следующих критериев:

1. Получение заранее заданного образца.

2. Формальная значимость заданий. Знания, умения и навыки значимы в далёком будущем.

3. Выполнение актуализирует только знания, умения, навыки.

Совсем иные критерии продуктивных заданий:

1. Получение нового конечного продукта.

2. Социальная и культурная значимость заданий.

3. Выполнение задания актуализирует знания, умения, навыки, также личностный опыт учеников.

Выполнение продуктивного задания предполагает следующий порядок:

· Осмыслить цель задания (объясните своими словами то, что надо сделать).

· Найтиинформацию, нужную для выполнения задания.

· Преобразовать информацию в своё решение: вывод, причину, позицию и т.д.

· Записать решение или составить мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что; во-первых…, во-вторых… и т.д.».

· Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.

Рассмотрим примеры продуктивных заданий, используемые при обучении английскому языку младших школьников.

В самом начале обучения важно сформировать произносительный навык, умение дифференцировать звуки английского языка. Эту цель преследуют задания на классификацию и сопоставление слов.



ü Помогите звёздочкам притянуть к себе правильные слова. Объясните свой выбор.

ü Чем отличаются слова в каждой паре? Послушайте и запишите то слово из пары, которое я произнесу.

Очень эффективными являются различные задания по угадыванию. На их основе отрабатываются грамматические структуры и изученная лексика. Такие задания максимально приближены к реальной ситуации общения младших школьников.

ü Что в пакете у Шона? Задавай Шону вопросы, чтобы угадать, что лежит в его пакете. (Варианты: Have you got a …? Is it a…?)



ü Опиши животное, не называя его. Твои одноклассники должны угадать, о ком идёт речь, и показать на картинке. (Угадывая, задают вопрос: Is it a…?)

ü Угадай, где именно в доме спрятался котёнок. (Is the cat in the kitchen?)



Учащиеся начальной школы на элементарном уровне осваивают умение описывать картинку на английском языке, улавливая отличительные черты объектов. Кроме того, работая в парах, им нравятся задания по инструктированию друг друга в процессе создания рисунков по заданию учителя.



ü Охарактеризуй (опиши) изображённые предметы.

ü Придумай инструкцию по рисованию монстрика. Поработай в паре с одноклассником: дайте друг другу инструкции и нарисуйте забавных монстров, а затем оцените свою работу.



Задания творческого характера решают множество учебных задач: совершенствуют умение работать с инструкцией, самостоятельно планировать путь достижения цели, мотивов и интересов своей познавательной деятельности; решать проблемы творческого и поискового характера.

ü Найди 10 слов, которые нужны для хорошей вечеринки в честь дня рождения. Когда у тебя день рождения? Спланируй вечеринку. Заполни план вечеринки в честь дня рождения.

ü Придумай и нарисуй фантастическое животное. Что оно ест? Где живёт? Заполни его профиль (Name:_______Place:_________Food:________).



Name:

Place:

Food:

Продуктивные задания побуждают младших школьников мыслить нешаблонно, самостоятельно делать выводы на основе данных подсказок, создают условия для формирования УУД, готовят к применению знаний в незнакомой ситуации.

Использованные ресурсы:

Английский язык.: Метапредметный портфель ученика 3 класса: учебное пособие/ А. Е. Казеичева. - Обнинск: Титул, 2017. – 40 с.

Английский язык. Как научиться читать по-английски: учебное пособие/ М. Ю. Кауфман, К. И. Кауфман. – Обнинск: Титул, 2018. – 160 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

http://school2100.com/

http://123emoji.com/shaun-sheep-sticker-2236/

http://clipartpen.com/clipart-pen/lunch-bag-clipart-cliparts-and-others-art-inspiration-61078/

https://www.kisspng.com/png-hot-dog-png-clipart-image-57201/

https://www.kisspng.com/png-new-york-yankees-baseball-cap-hat-clip-art-basebal-772245/

http://www.clipartpanda.com/clipart_images/green-sock-clip-art-single-43622447

https://www.etsy.com/listing/199642534/jungle-clip-art-jungle-digital

https://creativemarket.com/Elvetica/175316-Big-House-Inside-With-Icons-Set

http://clipartpost.com/monster-clipart_7385/

https://www.pinterest.ru/pin/153966880984217860/

https://www.youtube.com/watch?v=vn771ysuoRw