Публикации
2023-09-20 10:42 2021 (№ 17-31)

Павлова М.В. ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Библиографическое описание:
Павлова М.В. Диалог как средство развития навыков общения слабослышащих обучающихся // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности слабослышащего обучающегося, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Одно из ведущих мест в плане развития речи занимает диалог. Работа над диалогом предусматривает развитие всех компонентов разговорной речи и обеспечивает активизацию словаря, мыслительных операций, навыков слушания, чтения с губ, побуждает из собеседников говорить чётко, внятно, выразительно. Эти и другие стороны составляют коррекционно-развивающую суть работы над формированием диалогической речи.

Диалог является одним из ведущих видов работы по развитию разговорной речи слабослышащих школьников, так как он обогащает речевой, интеллектуальный уровни обучающихся, формирует устойчивую мотивацию к речевому общению, способствует реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением слуха.

Обучение диалогу осуществляется как на общеобразовательных уроках, так и на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Работа над диалогом ведётся на протяжении нескольких индивидуальных занятий (в зависимости от сложности речевого материала) и включается в каждую изучаемую тему по развитию слухового восприятия.

В диалог последовательно включаются такие структуры:

- Вопрос – ответ (- Где ты гулял? – В парке.)

- Сообщение – вопрос – ответ (Я гулял в парке. – С кем – С братом.)

- Сообщение – сообщение (- Я был в музее. – Я тоже.)

- Побуждение к действию (вопрос – ответ) (Пойдем в кино. – На какой сеанс? – На 12 часов.)

Внимание к диалогической речи обусловлено следующим: во-первых, диалог - наиболее распространённая форма разговорно-обиходной речи, в особенности детской; во-вторых, в диалоге всегда ясно выступает побудительный мотив к речи; в-третьих, это психологически более лёгкая форма речи, в которой последующая реплика или ответ опирается на предыдущую реплику или вопрос; в-четвёртых, диалог более прост, чем монолог, в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения и даже из одного слова.

В работе над диалогом можно выделить следующие этапы: словарная работа; развитие навыков и умений выражения смысловых отношений; работа над побудительным, повествовательным и вопросительными предложениями; работа по составлению диалога. Все этапы тесно связаны между собой.

В ходе словарной работы на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи используются упражнения, способствующие запоминанию начальной формы слова. Они помогают уточнять звуковой, звукобуквенный и морфемный состав слов, способствуют совершенствованию произносительной стороны речи обучающихся. Зачастую слабослышащий ребенок не узнает и не понимает слово, если оно стоит в другой грамматической форме потому, что он попросту не владеет грамматическим значением, т. е. не улавливает, какой новый оттенок вносит в содержание слова данное окончание или приставка. Преодолевать эту специфическую трудность помогает работа со словом в составе словосочетания и предложения. Такие упражнения обеспечивают усвоение лексико-грамматического значения слов, их связей с другими словами и прямо ориентированы на речь.

В работе над словом можно использовать следующие виды упражнений:

1. Упражнения, выполняющиеся на наглядной или наглядно-действенной основе, которые широко используются в младших классах (показ с последующим называнием предметов или их графических (картинки) и объемных (муляжи, макеты) изображений; задания, предполагающие ответ действием; задания, связанные с рисованием; составление тематического словаря с опорой на сюжетную картинку).

2. Упражнения, построенные на вербальной основе (задания, связанные с работой над значением слова; различные виды классификации слов; задания, связанные с работой над обобщающими словами; замена группы слов обобщающим словом; задания, связанные с работой над лексической сочетаемостью слов; составление словаря по данной теме (микротеме) без опоры на наглядность).

3. Упражнения, которые построены на материале словосочетаний и предложений, должны постоянно использоваться на всех годах обучения. Они могут выполняться как на наглядно-ситуативной, так и на вербальной основе (выборка из текста словосочетаний и предложений с данным словом; замена словосочетаний синонимичными конструкциями; составление словосочетаний и предложений с данным словом; составление словосочетаний и предложений из данных слов; дописывание словосочетаний и предложений данным словом).

Работа над лексикой на материале словосочетаний и предложений является необходимым этапом, который способствует правильному употреблению слов в вопросах и ответах, диалогах.

Работа над диалогом занимает только часть занятия. Сначала диалог воспроизводится эмоционально и выразительно, возможно обыгрывание текста с фигурками, использование иллюстраций и другого наглядного материала. Обучающийся дважды воспринимает текст слухозрительно и повторяет то, что понял, обыгрывая ситуацию с помощью фигурок. Далее диалог предъявляется по репликам: ученик воспринимает реплику слухозрительно, читает ее по табличке и подкладывает в соответствующей последовательности к определенной фигурке. Следующим этапом работы над диалогом является самостоятельное составление диалога из "рассыпного" текста.

При работе над диалогом уделяется внимание восприятию словосочетаний из диалога слухозрительно и на слух в случайной последовательности, контролю произносительных возможностей ученика, внятности и эмоционального воспроизведения речевого материала при использовании естественных невербальных средств коммуникации.

Заключительным этапом работы над диалогом является разыгрывание диалога при помощи фигурок или воспроизведение учеником диалога за двух его участников, инсценировка в паре с учителем.

Количество занятий, отведенных на работу с диалогом и овладение его различными диалогическими структурами зависит от индивидуальных особенностей обучающегося.

В результате целенаправленной и правильно организованной работы по формированию диалогической речи слабослышащих школьников отмечается положительная динамика: активизируется накопленный словарный запас ребенка, развивается понимание обращённой речи, умение внятно и разборчиво говорить, самостоятельно излагать свои мысли; вырабатываются навыки ведения диалога на заданную тему или с целью получения информации, нормы речевого поведения; развивается общительность, преодолевается страх перед общением.

Таким образом, диалог является одним из ведущих видов работы по развитию разговорной речи слабослышащих школьников. Он способствует развитию всех компонентов разговорной связной речи, обеспечивает активизацию словаря, развитие мыслительных операций, обогащает речевой, интеллектуальный уровень обучающихся, формирует устойчивую мотивацию к речевому общению, способствует реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением слуха.

Список литературы

1. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика. – М.: Просвещение, 1994.

2. Коровин К.Г, Обучение русскому языку, чтению, произношению: Книга для учителя школы слабослышащих. – М.: Просвещение, 1995.

3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.- М.: Владос, 2001.

4. Пелымская Т.В., Шматко Н,Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом.- М.: Владос, 2003.