Тюрина Е.Г., Попова Т.А. КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ «ЩЕДРОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ»
Тюрина Елена Геннадьевна, Попова Татьяна Александровна учителя начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов», Кемеровская область, г. Полысаево
Технология построения урока:Проблемно-диалогическая технология.
Тема урока:Щедрость и милосердие.
Цель урока:Знакомство учащихся с основными нравственными ценностями - щедростью и милосердием.
Оборудование:Проектор, карточки с пословицами, конверты с заданиями, презентация к уроку.
Планируемый результат:
Предметные умения
Учить анализировать основные ценности человека, применять их в жизни, выбирать нравственные формы поведения.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Познавательные: анализ нравственных ценностей, умение обобщать, делать выводы, извлекать необходимую информацию из текста.
Личностные: осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, проявление уважения к одноклассникам во время работы.
Коммуникативные: умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, своё поведение, работать по инструкции.
Организация пространства:
Формы работы:
Фронтальная.
Групповая.
Работа в парах.
Индивидуальная.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
1. Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.
2. Учебник «Основы светской этики». 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана -Граф», 2017.
3. Толковый словарь Ожегова.
4. Толковый словарь Даля.
Технические средства обучения:
Компьютер.
Медиапроектор.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
-Здрaвствуйте, ребята! Нaчинаем урок ОРКСЭ.
Цитатой нашего урока станет сегодня нaродная мудрость.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнaли.
-Какие задачи поставим на уроке? (Определить почему щедрость и милосердие являются важными нравственными ценностями для человека).
Работа с текстом (учебник стр.87).
(Комментированное чтение статьи из учебника по абзацам).
Щедрость и милосердие.
Желание делиться с другими людьми тем, что сам имеешь (например, имуществом, идеями), называется щедростью. Щедрые люди, как правило, милосердны. Ведь милосердием называют готовность помогать из сострадания несчастным и попавшим в беду людям – неимущим, больным, старым, сиротам.
Вопросы к каждому предложению:
а) Что называется щедростью?
б) Каких людей мы можем назвать милосердными?
в) Какова главная цель милосердного человека?
г) Как мы можем проявлять щедрость и милосердие?
Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, воздаяния. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Не делающее различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далекими. Недаром женщин, выносивших с поля боя раненных, спасая им жизни иногда ценой собственной, называли «сестрами милосердия».
Милость же – это доброе, человеколюбивое отношение. Другими словами, милосердие – это некое действие по отношению к другому человеку. Милость – это отношение человека к человеку. Движению сестер милосердия - 150 лет. СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...
Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя».
V. Физминутка. «Солнышко лучистое».
VI. Первичное закрепление.
1.Притча «О щедрости». Возьмите конверт № 3 и работаем по инструкции.
Инструкция
1. Прочитайте притчу.
2. Ответьте на вопросы:
А) Трудно ли быть щедрым?
Б) Что щедрость и милосердие меняют в людях или в жизни людей?
Игра «Круговорот». Работа в группах:
-Всегда люди стремились к добру. Эту мысль они отразили и в пословицах.