Цель: Создание условий для усвоения и осмысления понятий «скорость сближения», а также для умения вести поиск и обнаружение способа решения задач на встречное движение.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, учить применять на практике.
Развивающие:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Воспитательные:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание чувства дружбы и товарищества
Планируемые результаты урока
Личностные
Осознавать собственные достижения в ходе освоения темы.
Развитие коммуникативных навыков
Предметные
Понимание понятий «скорость», «время», расстояние»; умение объяснять, что означает скорость определённого объекта; изучение формулы нахождения скорости по известному пути и времени движения; умение решать эти задачи; продолжение формирования вычислительных навыков; развитие мышления, внимания, речи, самостоятельности
Метапредметные
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока - урок применения знаний и умений.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Технология деятельностного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальный опрос учащихся, индивидуальная работа, самопроверка, работа в парах.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика 4 класс» М.И. Моро и
- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?
Д: Расстояние, время
-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)
Проверка. Проговаривание формул.
III. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)
А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от
направления?
Д: - Скорость сближения, скорость удаления.
Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?
Д: Задачи на встречное движение.
Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.
Составьте задачу по рисунку.
Д: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа.
- Какие величины известны?
Д: Скорость и время
Какие нет?
Д: Расстояние между пунктами.
- Какое время для этих поездов?
Д: 2 часа.
Что значит 2 часа?
Д: каждый был в пути 2 часа
- С помощью чего мы решаем задачи на движение?
Д: чертеж, таблица
Начертите чертеж.
Проверьте.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?
Д: да, мы знаем скорость и время.
-Второй?
Д: тоже известно время и скорость поезда.
(решение) (учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем узнать все расстояние?
Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.
- А есть ли другой способ решения задачи?
Д: думаем, что да
- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом?
Д: можно узнать скорость сближения
-Что это такое?
Д: на сколько км они сближаются за 1 час
- На сколько км каждый час сближаются поезда?
Д: на 150 км
-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?
Д: уменьшаться
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)
- Кто прокомментирует ответ?
- Кому не понятно решение задачи?
- Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.
2. Предлагаю посмотреть на экран. Составьте задачу.
Д: «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Расстояние между сёлами 30 км.
- Задайте вопрос?
Д: Через какое время они встретились.
- Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим.
- Какая величина в задаче общая?
Д: расстояние
- Можно ли сразу найти время движения?
Д: нет, мы не знаем какое время двигался каждый.
- Что надо найти в этой задаче вначале?
Д: скорость сближения
(на доске по действиям).
Решение самостоятельно. Проверка.
- Что найдём? Как найти время? (самост, проверка)
Запись ответа (проверка)
Физминутка.
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл сначала.
Раза, два,
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельное решение задач.
Перед вами 3 разных задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.
1.Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
2. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
3.Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
Кто решал первую задачу? И т. д.
Проверка задач.
2. При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.
4001 053
832 974
-----------
3169 079
V. Рефлексия деятельности.
Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»
- Как вы понимаете её?
Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без проишествий.
- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?
Д: конечно, нет.
Помогите мне, распределите скорость движения
Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.
У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.
Итак, проверяем на таблице. (проверка по цепочке)
-Какая цифра получилась?
Д: получилась цифра 5.
- В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.
Домашнее задание.
Итоговая рефлексия.
ü Какие виды работ выполняли на уроке?
ü Какое задание было для вас интересным?
ü Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
ü Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?
Спасибо за урок!
Библиографический список:
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения; М.: Просвещение, 2011.
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. поурочные разработки по математике. 4 класс- М.: ВАКО, 2012