Конференции
2023-12-29 12:39 Август 2023

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Флоря Елена Александровна
преподаватель
ГАПОУ ТО «ТТИПКиС», город Тюмень

Построение индивидуальной траектории по программам среднего профессионального обучения является реализацией основных прав обучающихся и мерой их социальной поддержки и стимулирования в соответствии со ст. 34 ФЗ «Об образовании» (ч. 1, пп. 1-7) и обеспечивает возможности индивидуализации образовательного процесса для каждого обучающегося, а именно участие в проектировании собственной индивидуальной образовательной траектории и выбора элективных курсов, включённых в вариативную часть основных образовательных программ среднего профессионального образования.

Современные требования к выпускникам определяют освоение ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персонализации образования. Формирующаяся система правового регулирования цифровой экономики для развития современных технологий и ведения бизнеса в таких сферах, как гражданский оборот, интеллектуальная собственность, цифровое судопроизводство обосновали появление такого курса в цифровом треке как «Основы цифрового права».

Формирование цифрового трека в системе элективных курсов осуществлялось с учетом Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", который ввел термин "цифровая экономика, активно входящий в образовательную и правоприменительную практику.

Данный элективный курс включен в общепрофессиональные циклы учебных планов специальностей, реализуемых в техникуме. Следует отметить, что обучающиеся специальностей 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, 43.02.14 Гостиничное дело, 38.02.04 Коммерция (по отраслям), пришедшие на элективный курс «Основы цифрового права» в первом семестре 2022-2023 учебного года уже имели опыт выбора элективных курсов на первом курсе.

Практикоориентированность данной дисциплины вытекает из ее специфики. Цифровое право в настоящий момент времени отрасль права активно развивающаяся, объединяющая правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с приобретением, осуществлением и отчуждением цифровых прав, а также с применением цифровых технологий физическими и юридическими лицами.

Практические занятия предполагают анализы практических правовых кейсов, погружение в деловые игры для поиска оптимальных решений. Решение проблемы, описанной в кейсе, требует активного использования тех или иных имеющихся компетенций, а в ряде случаев приобретения новых знаний или умений и конечно же цифровых компетенций. Это позволяет студентам включаться в процесс поиска решений. Социализация осуществляется на этапе формирования групп для разбора того или иного кейса, так как состав групп формируется с учетом выбора самими студентами того или иного элективного курса.

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность обучающихся. В данном случае преподаватель выступает как наставник и консультант, а обучающиеся (реже два или три вместе) самостоятельно подготавливают и выполняют проект.

Исполнителями проектов будут также студенты разных групп и разных специальностей. Поиск необходимых нормативно-правовых актов, а также данных для проекта побуждает обучающихся осуществлять совместный поиск правовой информации, решения спорных моментов, возникающих в ходе практических занятий.

Так например, на одном из практических заданий обучающиеся разрабатывали мини-проект по правовому статусу «электронного лица» в системе российского законодательства. А завершили обучение по курсу защитой проекта «Перспективы цифрового правосудия в РФ», где предложили свои варианты формирования судебной системы РФ в недалеком будущем.

В завершении обучения по элективному курсу студентам было предложено пройти анкетирование. Полученные результаты представлены на диаграмме:



Таким образом, можно сделать вывод, что элективные курсы являются одним из основных средств, позволяющих строить индивидуальные образовательные программы, так как они в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов.

Элективные курсы дают возможность компенсировать во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей обучающихся по программам СПО.

Проведя анкетирование, было выявлено, что у большинства обучающихся, посещающих элективные курсы, оптимальный уровень самоопределения.

Элективные курсы имею социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки будущих кадров, так и для личностного развития обучающегося. Они способствуют социализации и адаптации обучающихся, обладают развивающими возможностями, формировать профессиональные компетенции.

Библиографический список

1.Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 года».

2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об образовании в Российской Федерации".