Ибрагимова Эндже Ильхамовна учитель родного языка и литературы МБОУ "Школа № 135 г. Казани", г. Казань
Сегодня в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья используются специальные программы и новые технологии. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, плохо усваивают учебный материал, имеют низкую работоспособность, неустойчивое внимание, быструю утомляемость, у таких детей плохо развиты мыслительные способности и память, поэтому у них отмечается низкое стремление к учебе.
Уроки – основная форма организации учебной деятельности в школе, часть педагогического процесса. Учитель может организовать познавательную деятельность учеников в традиционной и нетрадиционной формах. От традиционных методов, содержания, структуры урока нетрадиционный урок отличается своей необычной структурой, содержанием, педагогической техникой. Традиционные занятия, в которых отсутствуют не только игровые элементы, но и объяснение материала урока, отличаются от обычных тем, что учащиеся сами участвуют в организации урока, ведут групповую и коллективную работу. Такие уроки сближают школьное обучение с реальностью. Дети охотно участвуют на этих занятиях. Нетрадиционные занятия не только разнообразят учебный процесс, но и создадут у учащихся чувство удовлетворенности своей деятельностью в ходе урока.
Каждый элемент урока должен быть направлен на коррекцию недостатков умственной деятельности, развитие высших психических функций. В процессе обучения необходимо развивать речь, память, сознание, внимательность, учить устанавливать связи между предметами, уметь обобщать.
Очень сложно создать положительную мотивацию к учебе с учащимися с ограниченными физическими возможностями, которые менее эмоционально развиты. Нетрадиционные занятия помогают решить эту проблему. Интерес к чтению у детей помогает разбудить, преодолеть трудности в получении знаний, эмоционально воздействовать на них. Такие уроки выгодны как вводный урок новой темы или как итог темы.
В школах также проводятся уроки-конкурсы (КВН, викторина), интегрированные уроки, игры-уроки, уроки- путешествия с целью пробуждения интереса к учебе.
Целью нетрадиционных занятий является разработка новых методов, форм, учебных указаний и методов в образовании.
Опыт показывает, что нетрадиционная форма обучения – это:
- использование коллективных форм работы;
- вызвать интерес к предмету;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- более полно реализовать практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели обучения;
- создание новых отношений между учеником и учителем.
Задачи нестандартных занятий:
- систематизация, закрепление знаний учащихся;
- заполнение “пробелов” в знаниях;
- развитие интереса к предмету.
Эффективность нестандартных уроков:
- активизация учебного процесса, интересная форма урока;
- развитие операций обобщения, анализа;
- развитие положительных коммуникативных навыков;
- устранение эмоциональной и физической замкнутости.
Следует отметить, что эта форма необходима и при проведении занятий.
Место нестандартных уроков в общей системе определяется учителем и должно учитываться: при выборе той или иной формы урока, уровень познавательных способностей учащихся в классе, только когда учтены индивидуальные особенности, четко продуманы форма, методы, методика проведения, она дает положительные результаты и формирует стремление к получению знаний.
Игровая форма помогает учащимся получать чувство собственного удовлетворения, укреплять уверенность в преодолении трудностей, устранять чувство стыда, развивать творческие способности, коммуникабельность.
Также для развития фантазии проводится учебно-сказочная деятельность, театрализованная деятельность. На этих занятиях, конечно же, широко используются презентации, компьютерные технологии. Урок-сказка используется для систематизации, обобщения знаний.
В традиционные занятия можно включать игрово-коррекционные элементы. Различные двигательные элементы помогают учащемуся слышать, чувствовать звуки (хлопки в ладоши); им очень нравятся творческие игры, ролевое пение. На уроках выгодны виртуально-экскурсионные занятия в начале большой темы, а на итоговых – игры-викторины, кроссворды, разгадывание загадок помогают проверить усвоение терминов, закрепить знания.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- нетрадиционные занятия позволяют вовлечь в работу всех учащихся;
- на таких занятиях у ребенка развивается речевой язык, формируется самостоятельность;
- между детьми формируются дружеские отношения, и дети с удовольствием участвуют в уроках.
Но эти уроки приносят успех только тогда, когда они уместны. Только изучив весь материал по предмету, можно определить, какие уроки пройдут в нетрадиционной форме.
В то же время традиционные занятия являются основной формой обучения и воспитания детей. Но, придавая уроку нестандартные оригинальные подходы, мы можем активизировать деятельность учащихся. Эта форма не альтернатива традиционным занятиям, а лишь способ их переработки, дополнения, сделать процесс обучения более живым, разнообразным и интересным
Мы, учителя, ставим перед собой цель подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к будущей самостоятельной жизни, к труду, который им позволяет. Для достижения результата важно соблюдение некоторых условий:
- начать коррекционную работу в раннем детстве;
- создание благоприятного психологического климата в семье, школе и прочных деловых связей между школой и семьей;
- подбор, применение программных, методических приемов, соответствующих возрастным особенностям и реальным возможностям конкретного ребенка; организация коррекционной работы индивидуальным подходом к каждому ребенку.
В ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно прийти к выводу, что надежной и эффективной формой, обеспечивающей одно из наиболее благоприятных условий в процессе обучения для ребенка, является индивидуальный подход к обучению. Это связано с тем, что данная технология является одним из дидактических принципов организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их социального и академического опыта, а также интеллектуального развития, познавательных интересов, социального уровня жизнедеятельности. Также соответствующие результаты дает использование проблемных образовательных, информационно-коммуникативных, игровых технологий. Обязательными на уроках должны быть минуты охраны здоровья, отдыха.
Чтобы в совершенстве владеть татарским языком, ученику приходится усердно работать на уроках. В это время задействуются его память, воля и внимание. Поэтому возникает вопрос организации учебного процесса таким образом, чтобы он не наносил вреда здоровью школьника. Среди современных образовательных технологий это имеет большое значение.
При обучении татарскому языку можно использовать следующие виды оздоровительной работы: физкультминутки; арттерапия; психогимнастика; релаксация («пять минут тишины»); дыхательная гимнастика; гимнастика глаз, рук, спины и шеи; слушание «звуков природы», «шума океана» и др.
Особенно при обучении письма руки “особенных детей” очень быстро устают. Чтобы этого не произошло, учащимся необходимо играть в пальчиковые игры. Необходимо устраивать физкультурные паузы различной формы. Их можно делать сидя или стоя. Точечный массаж улучшает работу мозга, чередуя движения рук с изучаемыми словами, с помощью татарской музыки можно спокойно произносить татарские слова и словосочетания.
Некоторые примеры упражнений:
«Кулларны юабыз» - это выполнение пальцами движения с мытьем рук.
«Вкусный сон» - это задержка дыхания при вдохе через нос и выдохе через рот; «Лебединая шея» - легкое вытягивание туловища от груди к подбородку.
«Шагаем по пальцам» - надавливание большим пальцем на ноготь на каждом пальце и т.д. При чтении может пострадать и зрение школьников. Чтобы этого избежать, в физкультминутках проводится зеркальная гимнастика.
«Борын белән язу» (уменьшает напряжение глаз). Нужно закрыть глаза, почувствовать нос ручкой и «написать что-нибудь».
«Күзләр белән ату». Нужно двигать глазами сначала в правую сторону, затем в левую и сверху вниз, снизу вверх, повторяя эти движения 4-5 раз, не спеша.
«Күзләрне ачып йому» (гимнастика для глаз). При вдохе и выдохе следует открывать и закрывать глаза (15-20 секунд).
«Алфавит» (способствует развитию памяти). Разделив учащихся на две команды, каждой команде выдаются карточки со словами. Эти слова нужно записывать в алфавитном порядке.
Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательными организациями, является постановка на передний план здорового образа жизни, создание системы оздоровительных мероприятий для учащихся и их полноценное выполнение. К ним относятся двигательная активность, соблюдение закаливающих процедур, соблюдение режимов питания, отдыха и учебы, отказ от вредных привычек, изменение своих чувств и желаний.
Использование рифмованных стихов, разнообразных песен при выполнении физкультминутки повышает словарный запас учащихся, создает благоприятное психологическое состояние. Игры, представленные на занятиях по технологии здравоохранения, позволяют одновременно развивать внимание, зрительный и слуховой анализаторы. Они помогают формировать навыки чтения: возникает чувство удовлетворенности учебной деятельностью, что, в свою очередь, активизирует умственную деятельность.
Одна из важнейших задач учителя нового века - воспитание в обществе здоровой и интеллигентной личности, совершенной во всех отношениях, ведь здоровый ребенок - залог будущего нашей страны и наших дальнейших успехов.
Подводя итог, хочу сказать, что если в результате нашей деятельности труд проникнет в духовный мир детей, то это подарит им радость дружбы и товарищества, вызовет чувство удовлетворения от выполненного труда, развит трудолюбие и любознательность, создаст радость преодоления трудностей, вновь откроет для себя новые красоты и вырастет достойным гражданином нашей страны.
Список использованной литературы
1. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 141-143.
2. Харисов Ф.Ф. Татар теле: укыту теориясе һәм практикасы. Монография. -Казан: «Ак Бүре»нәшрияты, 2018. - 448 б.