Публикации
2023-10-02 11:06 2022 (№ 32-43)

Шарова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Шарова Н.А. Формирование беглого чтения у младших школьников // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.

Приёмы по формированию беглого чтения у первоклассников.

Составляющими техники чтения являются следующие компоненты: способ чтения, его правильность и выразительность, скорость или темп чтения.

Взаимосвязь всех сторон навыка чтения очевидна, и, только имея это в виду, можно рассматривать способы и приемы развития каждой из них в отдельности.

Психолого-методическое исследование позволяет определить особенности формирования навыка правильного чтения, который связан с процессами фонематического слуха, звукопроизношения, с развитием поля зрения.

Быстрота чтения сама по себе не имеет цены, если она не регулируется сознательностью чтения; без этого быстрое чтение не будет иметь значение ни для читающего, ни для слушающих. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста, а не является самоцелью. Правильность и сознательность, а также и беглость чтения является основой для выразительности чтения.

Для развития этих качеств в практической работе я использую специальные упражнения, которые включаем в каждый урок чтения. Хочу ими поделиться.

1. Отработка произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний у учащихся;

Примерные упражнения:

Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и читают 15 согласных одного ряда:

чсмтбфвпрлджхщш

гнкцчсмпрвлдкцг

чсмтбфвпрлджхщш

гнкцчсмпрвлдкцг

2. Отработка литературного произношения у учащихся;

Упражнения на выработку навыков правильного произношения и ударения включаем под заголовком – девизом «Говори правильно!».

Берем слова с учётом наиболее часто встречающихся в речи учащихся:

километр, портфель, спала.

Ведётся работа над правильным произношением отдельного звука [г] и над стечением согласных г т, г к в словах ногти, лягте, мягкий.

Учащимся следует знать как надо ставить ударение в форме винительного падежа некоторых существительных:

вОду – а не водУ.

Основной вид заданий на закрепление этой нормы – составление предложений:

Дети сели на ……...

Я пью ……...

Составление устных рассказов из двух, трёх предложений с употреблением таких слов.

Например: - Кого называют гусеницами? (насекомое)

- А у какой машины имеются гусеницы? (у трактора)

Ученики при ответе включают нужное слово, составляя маленький рассказ, при этом несколько раз употребляя его.

3. Расширение поля чтения и безошибочного восприятия слов, предложений при чтении вслух и про себя.

Работа по созерцанию зелёной точки. (На карточке или картинке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу)

Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Упражнения для развития правильности и темпа чтения:

1. Артикуляционная гимнастика

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох, задержка дыхания, выдох;

- вдох, выдох по порциям.

2. Звуковая разминка.

А-о-у-ы-и-э;

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э, аоуиэ, аиуоэ;

С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбе.

3. Чтение столбиком слов: поочерёдно читать слова вслух в столбике, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

4. Упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з

5. Чтение шепотом и медленно:

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

6. Чтение тихо и умеренно сочетаний слогов:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

7. Чтение скороговорок с увеличением темпа, изменением интонации (с удивлением, восторженно, сердито).

Дед Додон в трубу дудел.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

8. Чтение пословиц, поговорок.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Нашла коса на камень.

9. Чтение пунктирно написанных слов: буквы записаны не полностью, а пунктирной линией;

Б – р – - ан (барабан)

10. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

11. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?

Дерево, товарищ, ухо, дорога, медведь, лицо.

12. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого;

13. Чтение за взрослым;

14. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву;

Найди слова на букву «д»

Упражнение для развития осознанного чтения

1. Что общего в словах и чем они различаются?

2. Мел - мель; мал - мял; мыл - мил.

3. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

ножницы, молоток, пила, грабли;

варежки, пальто, кофта;

телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

картофель, свекла, лук, капуста;

лошадь, корова, свинья, овца;

туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

липа, береза, ель, сосна;

курица, гусь, утка, индейка;

зеленый, синий, красный, желтый.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый;

минута, время, час, секунда;

дорога, шоссе, тропинка, путь;

молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

ель, сосна, кедр, осина;

лук, огурец, морковь, яблоко;

гриб, ландыш, ромашка, василек.

4. Чем схожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. (все слова состоят из двух слогов.)

5. Путем перестановки букв составь слово.

6. Уклбо, сноас, упке.

7. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.

8. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Упор, бузина, шина.

Поворот, пороша, канава.

8. Составь новое слово, взяв последний слог в каждом слове.

Мебель, ружье.

Соломка, пора, мель.

Лиса, бельмо, полет.

Смола, слеза, берет.

9. Найти вторую половину слова:

Кос-ничий мо-мент

ко-на

Лес-та

ро-вок

го-са

Пар-мос

со-тор

вес-род

Лес-та

ро-вок

го-са

Из слов первого столбика дети составили следующие слова: лесничий, парта, космос.

Из второго столбика: мотор, совок, момент и т. д

10. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня композитор; самолет ?- аэродром, горючее, конструктор, летчик, исполнитель.

б) Школа обучение; больница -? - доктор, ученик, лечение, учреждение, больной.

11. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

12. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

13. Какая буква, слог, слово лишние.

а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

реки, речка, ручей, ручка, ручеёк

14. Найди слово, слог в слове

Гроза Газета Кустарник Канава Ворота Облако

15.Составь слов, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.

ма ти ма си ра му по ка до

Эти и другие упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения. Упражнения проводятся индивидуально, по группам, коллективно. Продолжительность их составляет 5-6 минут. Таким образом дети постепенно овладевали навыками осознанного чтения.

Приложение 1.

Чтение рассказа В. Осеевой «Все вместе»

(фрагмент урока в 1 классе)

Цели: совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; формировать умение целостного и дифференцированного восприятия слов; отрабатывать правильное произношение и употребление слов; расширять читательский кругозор; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; развивать мыслительные операции и устную речь.

Ход урока:

I. Работа с текстом В. Осеевой «Все вместе».

1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы продолжите читать рассказы о поступках людей. Как вы думаете, для чего? (Чтобы лучше разбираться в своих друзьях). Эти произведения помогут вам узнать, для чего нужна дружба людям. Перед чтением текста предлагаются упражнения – задания на развитие правильности и темпа чтения.

2. Речевая разминка.

1) Игровое упражнение «Цепочка слов». Учащиеся читают и объясняют превращение слов в другие.

Любил – полюбил – полюбилась

Решить – решительно - нерешительно

2) Читай внимательно.

Слова различают одной-двумя буквами; одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре. Почему авторы дают вам такие задания в учебнике? (Чтобы мы не допускали ошибок в искажении звуков и букв в составе слов, различающихся одной или несколькими буквами.)

Читают в парах и объясняют различия слов.

Глазами – глазками

Кинула - кивнула

3) «Задание Слоговица».

Читают по слогам и целыми словами, упражняются в постановке ударения.

Ве + сё +лы + ми --весёлыми

У + ди + ви + лась - удивилась

1. Лексическая работа.

- Объяснить значение слов: полюбилась, баловаться.

Работа со словарём С. И. Ожегова

3. Изучение нового материала

-первичное чтение текста учителем

- подготовительная работа перед чтением текста

- чтение текста детьми по цепочке

- беседа по содержанию

4. Подбор пословицы к тексту

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

С кем поведёшься, от того и наберёшься

5. Чтение и объяснение пословиц.

6. Итог урока

Приложение 2

Фрагмент урока чтения в период обучения грамоте 1 класс.

Тема: «Знакомство с буквами М м и звуками [м], [м']».

Цели: 1. Познакомить учащихся с буквами Мм и звуками [м] [м’].

2. Показать, что одно и тоже слово может иметь несколько значений.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

5. Формировать навыки сотрудничества.

Ход урока

1. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку – ключ.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

- По каким признакам вы определили, что это гриб

- Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.

Дети печатают в тетрадях ГРИБ, доказывают правильность написания: грибы – гриб.

2. И вот мы в лесу.

Нашим проводником будет этот гриб. Вот такая история с ним однажды…

Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибочек был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

- Ты кто? – спросил грибочка зверек.

- Я лисичка, - ответил грибочек.

- Вот здорово, - обрадовался зверек, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

- Ты все перепутал, - ответил грибок, - охотники в нас стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…

Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.

- Что за “Лисички” встретились?

- Кто из них прав? (Оба по-своему)

- Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод: Одно слово обозначает несколько предметов.

- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?

- Да потому, что грибы растут только в лесу.

На доске написан текст

Гриб - дитя леса. В степи нет грибов …Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса…

Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик.

(Текст читает учитель и хорошо читающие дети)

Прочитайте и выберите картинки названия грибов.

Проверка:

- Почему их так назвали?

Физкультминутка

Идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку, умылись (имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.

Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки. Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели… Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку… Пошли дальше.

Еще гриб: наклонились, присели, срезали: полная корзинка.

3. Работа в тетрадях для печатания

Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.

- А кто нам встретился в лесу?

Рыжая с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (Лиса)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

Живет в лесу, ухает, как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев О.А. Учимся читать быстро. М.: «Университетское», 2012. 192 с.

2. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. №10. С. 36-38.

3. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. 160 с.

4. Бунеева Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (Технология формирования правильности читательской деятельности) // Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008. Ч. 1. С. 65-89.

5. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // «Начальная школа». 2011. №1. С. 33-38.

6. Ефросинина Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе // «Начальная школа». 2014. №4. С. 11-16.

7. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М: Просвещение, 2012. С. 32.

8. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность // Приложение к газете «Первое сентября». 2005. №14. С. 105-129.

8. Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». 2010. № 3. С. 67-75.

9. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // «Начальная школа». 2013. № 11. С. 38-42.

10. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе». Мозырь, 2014. 22 с.

11. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 81-83.

12. Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября. 2014. №1. С. 123.

13. Начальная школа: поиск оптимального варианта. М.: 2012. С. 33.