Конференции
2023-07-03 12:55 Январь 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАКЕТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Запорожец Людмила Александровна
воспитатель
Попова Галина Владимировна
воспитатель
МБОУ Истоки г. о. Самара

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для познавательного развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

- индивидуализация дошкольного образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнерство с семьей.

Теоретическая часть.

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, природно-климатическая зона). Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки объекта.

Макеты способствуют познавательному развитию детей. При изготовлении макетов дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе изготовления макетов активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей.

Макеты используют при организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской, как совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной игровой деятельности.

Использование макетов в предметно-развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

Макет – результат конструктивно-творческой деятельности и привлекательное игровое пространство. При использовании макета вне занятий дети описывают, сравнивают, рассказывают об объектах и явлениях природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Читая стихи, рассказы, загадывая загадки, макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, способствуют развитию инициативы, любознательности, познавательного интереса.

Согласно классификации Н.А.Коротковой и И.Л.Кириллова макеты условно делятся на три типа: макеты-модели, макеты-карты и универсальные.

Макеты-модели представляют собой целостные объекты, которые ориентируют ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок», «дворец»).

Макеты-карты – это плоскости не менее 50 на 60 см. с планом-схемой, на которых отображают определенную территорию и направляют воображение ребенка на события снаружи, вокруг находящихся в этом пространстве объектов (ландшафтные макеты). Например, на макете «Наша улица» цветом выделяется дорога, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, мосты, деревья и т.д.), которые могут быть выполнены самими детьми.

Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разные игровые замыслы. Могут соединяться два или три макета.

Создание макета проходит в три этапа.

На предварительном этапе проводится подготовка и сбор материала для создания макета, сбор методической и художественной литературы по теме, создание развивающей предметно-пространственной среды, подбор дидактических игр, обогащение личного опыта детей.

На основном этапе изготавливается основа макета, происходит ее наполнение предметным материалом. Изготавливается в процессе совместной продуктивной деятельности воспитателя и воспитанников из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности: конструирование, лепку, аппликацию, моделирование. На этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Последний этап работы – активизация игры с макетом. Дети совместно с воспитателем придумывают рассказы, сказки на разные лексические темы. На протяжении всей работы с использованием макетов особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Работа с использованием макетов позволяет круглый год поддерживать интерес детей к природе, формировать осознанное правильное отношение к объектам природы и в желании общаться с ней.

Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материала и изготовлению макетов дома, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

В нашей группе были созданы ландшафтные макеты по разным климатическим зонам.

Средняя полоса:



Австралия:



Африка:



Арктика:



В рамках проведения в детском саду этнофестиваля народов Поволжья, в группе совместно с воспитателями, детьми и родителями был создан макет «Русское подворье».

Цель: формирование познавательного интереса к народной культуре родного края

Задачи:

- совершенствовать конструктивные способности детей;

- продолжать учить совместному конструированию: обдумывать замысел, продумывать этапы создания макета, распределять работу, принимать общие решения;

- развивать инициативу, воображение, логическое мышление, память;

- развивать коммуникативные навыки;

- закреплять и обобщать знания детей по теме «Русское подворье»;

- способствовать развитию сюжетно-ролевой игры;

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- воспитывать чувство коллективизма;

- воспитывать способность видеть необходимость повседневного труда;

- воспитывать уважение к труду других людей, любовь к своей малой родине.

На первом подготовительном этапе работы над макетом проводились беседы с детьми на темы «Чем славен наш край?», «Как выглядели дома раньше?», «В гостях у бабушки в деревне». Играли в дидактические и подвижные игры «Горелки», «Ручеек», «Урожай», «Кто строит дом?». Дети с удовольствием включались в сюжетно-ролевые игры «Путешествие в деревню», «На птичьем дворе». Смотрели мини-фильм «Жилища разных народов». Выполняли пальчиковую гимнастику «У нас на огороде», «Строители». Совместно с воспитателями и родителями читали научно-популярную и художественную литературу по теме «Русское подворье». Родители подготовили природный и бросовый материал для будущего макета.

На втором основном этапе выполнялось изготовление макета. Т.к. дети уже были знакомы с тем, из чего состояло русское подворье, мы предложили им нарисовать план будущего макета. Затем дети перешли к изготовлению макета «Русское подворье», разделившись на группы:

1-я группа изготавливала дома по образцу из коробочек;

2-я группа делала деревья из бросового материала и цветной бумаги;

3-я группа делала огород из пластилина и природного материала;

4-я группа занималась изготовлением загона для животных из пластилина и природного материала;

5-я группа изготавливала основу макета из крупы, зерен, семечек и цветной бумаги.





На третьем этапе происходила активизация игры с макетом. Мы посчитали целесообразным поставить готовый макет в патриотическом уголке. Используем его для сюжетно-ролевых игр, настольного театра, проведения НОД. Так же макет используют для своей работы логопед и психолог.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующее развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящая находка для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста.

Литература:

1. Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс, Москва, 2007

2. Н.А.Короткова, И.Л.Кириллов «Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников», Дошкольное воспитание, 1997, №7

3. М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей детского сада», М.: Просвещение, 1986

4. Н.В.Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы, построения, советы, рекомендации», Детство-Пресс, 2010