Конференции
2024-02-21 11:55 Январь 2024

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК ОДНОГО ИЗ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Матвеева Елена Александровна
воспитатель, учитель-логопед
МБОУ СОШ № 17, г. Серпухов

В последние десятилетия происходят серьезные изменения в Российском образовании. Появляются новые учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования целью образовательного процесса является формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности с учетом постоянно изменяющихся условий, способной к определению своего образовательного маршрута. Соответственно, изменяются содержание, формы и методы организации педагогического процесса.

Обращаясь к истории развития педагогической мысли, важно отметить, что профессия педагога всегда расценивалась как требующая высочайшего профессионализма.

Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием становления компетентности. Именно педагог организует развивающую образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того, насколько он способен быть субъектом своего профессионального и личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала и способностей детей.

Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой достойный образец для подражания.

К основным качествам, обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят: интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность, наблюдательность.

Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой, есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие профессионализма личности и деятельности, профессионально-педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также педагогический профессионализм.

Проблема педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, В.А. Сластнин, А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина и другие).

Согласно литературным источникам, педагогическое мастерство – это постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу.

Н.В. Кузьмина в содержание педагогического мастерства включает такие компоненты как психолого-педагогическая эрудиция, умения в области педагогической техники, умения влиять на психику другого человека, личностные особенности.

В.А. Сластенин включает теоретические знания и основанные на них умения.

Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой. Педагогическая компетентность будет являться составляющей педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями, развитыми умениями и профессионально значимыми личностными качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и постоянно совершенствуемого искусства.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическими характеристиками, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и др.

Этот факт указывает на коммуникативную ответственность специалистов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений.

В связи с этим становление и развитие коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики.

Если принять за основу самое краткое определение компетентности И.А. Зимней («компетентность — успешное действие в конкретной ситуации»), то проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой-либо деятельности

Важным в деятельности специалистов являются не только собственно коммуникативные умения и навыки, но и формирование способности к организации коммуникативной профессиональной деятельности.

Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной компетентности необходимо разобраться в сущности данного педагогического процесса.

М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога.

Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью:

· быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёре;

· стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

· установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;

· уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;

· владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или передать её партнёру;

· большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

· умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

· высокий статус, популярность в том или ином коллективе;

· умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;

· способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.

При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-целостного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного образования.

Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетентности воспитанников.

Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при воздействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей.

Различные литературные источники предлагают следующие методики диагностики сформированности компонентов коммуникативной компетентности: тест «Оценка самоконтроля в общении» (М.Снайдер), тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога» (В.Ф. Ряховский), тест определения характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля (А.А.Леонтьев), опросник «Трансактный анализ общения», опросник «Умеете ли Вы влиять на других?» и др.

Особо значимо проведение педагогических советов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, интегрирующие научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, детской психологии, дошкольной педагогики. При этом внимание педагогов следует сконцентрировать на следующих вопросах:

· теоретические аспекты проблемы коммуникации в педагогическом процессе (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия);

· конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и пр.);

· самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и др.).

В практике обучения коммуникации особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор таких методов активного обучения, как мозговой штурм, задачи или упражнения, ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях, имитационные игры, видео демонстрации и др.

Использование различных видов игр позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые.

При моделировании педагогической коммуникации и подборе коммуникативных проблем целесообразно приблизить их к реальным профессиональным ситуациям, к которым могут быть отнесены совершенствование предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, выступление на педагогических советах, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для родителей, организация словесно-дидактических игр и этических бесед с детьми и др.

Таким образом, работа по повышению педагогической компетентности воспитателей ДОУ – это часть системы непрерывного образования педагогов, основанная на достижениях науки и практики, направленная на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и ориентированная на достижение высокого качества педагогического процесса.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / Кудрявцев В.Т. // Дошкольное воспитание.- 1997. -№ 10. -С. 114-121; 1998. - № 5. - С. 86-93.

2. Лашкова, Л.Л. Обучение эффективной коммуникации педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Известия Уральского государственного университета / Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры; Выпуск 24. – 2008. – № 60. – С. 191–195.

3. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1.

4. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Учебное пособие для вузов. М.: Просвещение, 2003 г. – 304 с.

5. Панько Е.А. Воспитатель дошкольных учреждений. Психология. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2 изд. – Минск: Зорны верасень. – 2006г.

6.Фадеева Е.И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности. // Управление дошкольным образовательным учреждением, № 10, 2012.