Конференции
2022-12-28 09:29 Декабрь 2022

РОЛЬ НАСТАВНИКА В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Мазурак Елена Владимировна
преподаватель профессионального цикла
ГБПОУРХ "Училище (техникум) олимпийского резерва"

Подготовка профессиональных кадров «завтрашнего дня» является одной из самых актуальных задач системы среднего профессионального образования наряду с вопросами оценки качества образования студентов и выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. [3].

Демонстрационный экзамен выступает критерием оценки качества подготовки и сформированности общих и профессиональных компетенций обучающегося. Таким образом, вопрос о том, как подготовить обучающихся к демонстрационному экзамену становится наиболее актуальным в системе среднего профессионального образования.

Роль наставника в подготовке студентов, участвующих в демонстрационном экзамене, очень важна. Ведь именно наставник должен стать для обучающихся помощником в организации учебной деятельности при подготовке к демонстрационному экзамену и создателем благоприятного климата с применением различных форм воспитательной работы [3].

Рассмотрим роль наставничества при подготовке студентов к демонстрационному экзамену по компетенции «Поварское дело».

Вся подготовка к демонстрационному экзамену разбита на несколько этапов.

Первоначально преподаватели-наставники озвучивают условия задания, время на его выполнение и критерии оценки. Планируют тренировочные занятия.

Преподавателем предлагаются варианты блюд, которые должен приготовить обучающийся в соответствии с контрольно-оценочной документацией демонстрационного экзамена, обсуждается процесс приготовления, совместно с обучающимся делаются расчеты сырья.

На первом этапе задания выполняются преподавателем - наставником совместно с обучающимися. После выполнения задания предлагается обучающимся провести самооценку полученного результата по критериям. После чего наставники отвечают на вопросы студентов, а также проводят работу над ошибками, если таковые были допущены.

В рамках первого этапа тренировочного занятия решаются несколько задач:

1. дается общая информация о форме проведения демонстрационного экзамена, информация по нормам безопасности на площадке;

2. проходит первичная отработка практического задания;

3. проводится работа над ошибками, преподаватель отвечает на возникшие вопросы у студентов, а также выявляет наиболее неподготовленных обучающихся к участию в демонстрационном экзамене.

На втором этапе студентам предоставляется возможность самостоятельно выполнить задания демонстрационного экзамена. Со стороны наставника предоставляется информационная поддержка. В задачи преподавателя-наставника входит озвучивание инструкций, предоставление подсказок, напоминания о необходимости соблюдения требований в области санитарии и гигиены, безопасности труда.

Третий этап подготовки заключается в том, что наставники выступают в качестве экспертов, они уже не предоставляют информационную поддержку для студентов, а лишь наблюдают за выполнением задания со стороны. После того, как отведенное время для выполнения задания истечет, проводится оценка достигнутого результата. Оценивается процесс работы и презентация блюд. Обучающимся озвучиваются ошибки, допущенные в процессе работы и качественные характеристики представленных блюд.

После выполненного задания преподаватели подводят итоги – еще раз напоминают условия выполненного задания и описывают какие шаги необходимо было выполнить для достижения поставленной цели. Преподаватели – наставники предоставляют студентам возможность высказаться свое мнение относительно сложностей, возникших на этапе выполнения задания, а также допущенных ошибок.

При выявлении наиболее слабых студентов, которые не смогли проявить свои знания при выполнении пробных заданий, с ними проводится дополнительная работа с целью уточнения причин неудовлетворительного результата. При обнаружении пробелов в знаниях работа с каждым студентом проводится в индивидуальном порядке.

Участие студентов и преподавателей в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» дает бесценный опыт, который позволяет самих студентов – участников и призеров – сделать союзниками преподавателей. Так наряду с опытными, «мудрыми» профессионалами свою компетентность доказывают и сами обучающиеся, прошедшие испытания в условиях, приближенных к реальным. Участники чемпионата испытывают желание транслировать полученный опыт. Они способны вдохновить и готовы оказать не только конкурсантам следующего чемпионата серьезную наставническую поддержку как экспертную, консультационную, так и психологическую, но и своим сокурсникам при подготовке к демонстрационному экзамену.

Модель студенческого наставничества «студент, активный участник чемпионатов - студент» для подготовки к демонстрационному экзамену дает заметные результаты.

Система подготовки к демонстрационному экзамену в паре «студент – студент» активно применяется при отработке практических навыков обучающихся младших курсов.

Студенты, участники чемпионатов привлекаются к проведению мастер-классов, в рамках практических занятий, где демонстрируют современные техники и технологии приготовления и презентации блюд. Более опытные студенты рассказывают, показывают, делают вместе, предлагают сделать самим, проверяют и корректируют.

Опыт профессиональной деятельности студенты приобретают и в ходе производственной, преддипломной практики. «Живое» производство позволяет адаптироваться будущим выпускникам к реальным условиям предприятий.

Осознанная подготовка к демонстрационному экзамену как форме аттестации в модели «преподаватель-студент», «студент-студент», «работодатель-студент» снижает риски некомпетентности и стимулирует поиск новых образовательных технологий и методик обучения.

Такая модель подготовки к демонстрационному экзамену позволяет с одной стороны сформировать основные навыки (базовые) в полном объеме у каждого обучающегося и создать условия для самостоятельной деятельности выпускника в соответствии с требованиями рынка труда.

Список источников

1. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-vsovremennomobrazovanii.

2. Багний, С.В. Модель наставничества в образовательной организации [Электроннай ресурс ] /С.В. Багний, Е.В. Галкина, В.А. Зигунова, Н.И. Иванова, Н.В. Шахматова.- Режим доступа: http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814

3. Портал WordSkills Russia [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldskills.ru/.