Конференции
2023-07-03 16:28 Январь 2023

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Кветка Наталья Геннадиевна
педагог дополнительного образования
Чухлебова Оксана Александровна
методист
Берестовая Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Станция юных техников" Алексеевского городского округа, г. Алексеевка

В процессе развития технического творчества ребёнок прогрессирует интеллектуально и эмоционально, определяет свою сферу в жизни и своё место в ней, приобретает определённый опыт, оттачивает навыки работы с разнообразными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество помогает решать одну из главных задач воспитания и образования — развить творческий потенциал души детей. Такой вид работы даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности.

Техническое детское творчество, одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации школьников в научно-технической сфере. Это творчество способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования. Обучающиеся с большим интересом занимаются творческой работой в связи с изучением азов наук, знакомством с промышленным производством, развитиями науки и IT технологиями. Зачастую детское техническое творчество проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных моделей и других технических объектов. Проявляется технический интерес преимущественно в процессе на занятиях в технических объединениях.

В процессе технического детского творчества наиболее чётко выделяются определённые этапы: постановка технической задачи, сбор и изучение необходимой информации, способ решения задачи, реализация творческого замысла.

Простейшей и наиболее массовой формой организации технического творчества является кружок технической направленности. Профиль технических кружков, характер и содержание работы в них определяются возрастными особенностями, уровнем подготовки детей и материально-технической базой. В младшем школьном возрасте дети ещё не имеют устойчивых технических интересов, у них наиболее чётко проявляется интерес к машинам вообще, который реализуется в кружках общетехнического моделирования (простейшие модели и макеты самолётов, кораблей, автомобилей, ракет, с использованием картона, дерева, различных полуфабрикатов и готовых деталей). В среднем школьном возрасте ребят увлекает радиотехническое конструирование. У обучающихся в старшем возрасте преобладает интерес к реальному проектированию, экспериментам учебно-производственного характера, рационализации производства, моделированию. При поддержке наставника обучающие с увлечением способны выполнять необычные творческие работы рационализаторского и исследовательского характера.

В раннем возрасте отличительной особенностью творчества является его экспромтный характер. Однако это не означает, что детское творчество исключает содействие им со стороны педагогов. С позиций педагогики детское творчество — по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Проблема руководства — основная научная практическая проблема развития технического творчества. В связи с этим традиционно решаются вопросы взаимоотношения профессионального искусства и технического творчества, возрастных особенностей, взаимовлияния педагога и обучающегося, усвоения технических навыков. Между различными видами детского технического творчества существует тесная взаимосвязь, которая нашла наиболее убедительное истолкование в теории так называемых сензитивных периодов детского развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев) — об изменяющейся с возрастом расположенности ребёнка к различным видам художественного творчества и восприятия, о последовательной смене в детстве и юности предпочтительного интереса (периодов актуальности) к деятельности и изменении восприятия.

Детское техническое творчество должно перерастать в научно-техническое творчество, которое всегда связано с находками нового и созданием. В процессе познания окружающего мира дети сами отрывают новое и интересное. Почему птицы летают? Почему мы дрожим от страха? Почему снег белый?.. И бесконечное количество «почему». Но становясь старше, он хочет быть не только безучастным наблюдателем, но и старается изменить что-то вокруг. Ребёнок стремится свои замыслы воплотить в жизнь. Сейчас для этого очень много возможностей. Говорят, что в душе многие великие изобретатели так и оставались на всю жизнь любознательными детьми.

Интерес к техническому творчеству начинается с открытий. А исследовательская работа – это правильно организованная система образования для более эффективного совершения открытий.

Качественное изменение общества в значительной степени зависит от активности, решения, увлечения, талант, каждого ребёнка. Основой образовательной активности выступает умение каждого обучающегося технически грамотно мыслить, разумно и рентабельно использовать материал. В тоже время, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это формирования высоких нравственных качеств человека. Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший педагог должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Научное творчество – это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов – знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Научно-техническое творчество – это сфера новаторской деятельности. Поэтому НТТ является главным компонентом образования. Обучение созидательной деятельности – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка «поискового навыка», вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание беспокойности от конечного итога. Это обучение вырабатывает высокую потребность к своей профессии, потребность в постоянном поиске нереализованных потенциалов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность различных возрастных категорий, через профориентацию обучающихся в научно-технической сфере. Твоpческий климат создается не только воспитанием любознательности, к нестандаpтным pешениям. Необходимо воспитывать готовность к воспpиятию нового, стpемление использовать и внедpять твоpческие достижения дpугих людей. Необходимо использовать возможность профессиональной ориентации школьников на занятиях технического творчества и технического конструирования.

В профессиональной ориентации традиционно принято выделять следующие компоненты:

1. Профессиональное просвещение - проводится по специальным программам и предусматривает овладение обучащимися определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информацию о наиболее общих признаках профессии.

2. Профессиональная активизация - составление описания профессий и специальностей в неё входящих. Паспорт специальности содержит основные требования, которые включают в себя основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности профессиональной деятельностью.

Наиболее распространенным методом профориентации является групповая профконсультация. Преимущество групповой консультации заключается в том, что она позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики и т.п.). Также групповая консультация является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня осведомленности в вопросах выбора профессии. Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет и определенные требования и к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

В зависимости от цели групповые консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими и др. Однако в профориентационной работе со школьниками вследствие их недостаточной осведомленности о профессиях наиболее часто используется справочно-информационная консультация.

Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. Она предполагает организацию информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни. Традиционно в практике профориентации школьники получают информацию по следующим темам:

1. «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда);

2. «Человек-профессия» (понятие «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии);

Этапы проведения справочно-информационной групповой профконсультации:

1. Установление контакта с группой, классом.

2. Оперативное получение информации посредством применения не сложных диагностических методик.

3. Обзор мира профессий.

4. Анализ профессий и своих предпочтений. Данное направление в ориентации на профессию имеет очень важное значение.

5. Сопоставление выявленных способностей школьников с требованиями профессий.

6. Информирование о ситуации на рынке труда и имеющихся вакансиях.

7. Информирование о возможных путях и направлениях профессионального обучения.

Группой ученых под руководством С.Н. Чистяковой была разработана новая концепция системы профориентации школьников, состоящая из трех основных элементов:

1. Получение школьником знаний о себе самом.

2. Получение информации о мире профессионального труда.

3. Осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности). Профессиональные пробы - это профессиональные испытания, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующие обоснованному выбору профессии.

Центральным компонентом профориентации является профессиональное консультирование - метод социально-психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации.

В связи с этим профориентация предполагает информирование о профессиональной структуре спроса на труд, о массовых и редких профессиях, консультирование относительно возможностей подготовки и переподготовки, помощь в выборе профессии.

Критерии сформированности ориентации на профессию:

1. Информированность о «мире профессий».

2. Интерес ученика, проявляемый к профессии.

3. Знания о престижности и востребованности профессий.

4. Умение соотнести личностные притязания с профессиями.

5. Намерение подростка работать или продолжить учебу в соответствии с приобретенной им профессией.

Правильный выбор профессии повлияет на жизненный успех, на качество выполненной работы. Таким образом, можно предположить о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

«Найти себя можно не только на родине, найти себя можно в любой точке земного шара. Чтобы найти себя – нужно настоящее образование. Учись, думай своей головой, гляди вокруг, страдай, крутись, как белка в колесе…»

Мероприятия по профориентации

Выбор профессии – это дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет - это очень серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе. Поэтому мероприятия по профориентации предлагается вести в двух направлениях:

1) беседа с обучающимися, 2) собрание с родителями.

Заключение

Чтобы определить свое призвание — нужно услышать уникальную музыку в своей душе. Она звучит иногда очень тихо. У каждого человека свое призвание, не похожее на призвание соседа или брата. Оно всегда свое. Призвание нужно не просто услышать, его можно выработать, выстрадать, но оно может родиться в радости. Призвание есть нерв самоопределения. Еще раз: нельзя идти на поводу у других, нужно слушать себя. Позволь себе не быть таким, как все. Позволь себе найти себя. Позволь себе быть счастливым и успешным. Жизнь длинна, она делает повороты, самоопределение человека — это путь. Еще раз: вы неповторимы – это реальный факт, он лежит в основе вашего самоопределения. Но: вы не можете совершить самоопределение, если вы вялы, ненастойчивы и компромиссны. Именно система дополнительного образования имеет широкие возможности, чтобы подсказать детям их призвание.