ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Костицина Инна Геннадьевна учитель математики и информатики МБОУ "Ивашкинская СШ" с. Ивашка, Карагинский район, Камчатский край
«Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский
Семья и школа – это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет. Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, – условия истинной родительской и учительской любви.
В связи с глобализацией и информатизацией общества в целом и системы образования в частности взаимодействие семьи и школы приобретает новое содержание, что диктует иное видение роли родителей в этом процессе. Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспитательного процесса, что крайне затруднено в условиях сложившегося стереотипа традиционного образования. Современный педагог должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на образование, развитие, формирование личности ребенка. Под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива общеобразовательного учреждения и родителей обучающихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов взаимодействия.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:
· взаимное информационное обеспечение;
· корректировка семейного и школьного воспитания;
· практическая совместная деятельность семьи и школы.
Эффективность взаимодействия семьи и школы во многом зависит от умения учителя работать с родителями, находить с ними общий язык. С этой целью используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
В практике школы используются разнообразные формы и методы работы с родителями. Вот некоторые из них: родительское собрание, родительский лекторий, родительский практикум, родительская конференция, родительские чтения, родительский всеобуч, родительский тренинг, родительские ринги, открытый урок, индивидуальные тематические консультации, родительский комитет, родительский клуб, день открытых дверей, вечер вопросов и ответов, выставки творческих работ.
Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Интернет-технологии открывают путь к возможностям организации дистанционных форм повышения родительской компетентности. Ряд технологий, которые могут быть реализованы на родительской аудитории: проведение интернет-квестов для родителей; проведение вебинаров; проведение сетевых акций. Внедрение интернет-технологий в практику работы педагога с родителями позволяет сократить время для обработки материалов анкетирования родителей, внедрить новые формы и технологии работы психолога с родителями, например, интернет-квесты, дистанционные курсы, детско-родительские проекты, сетевое консультирование, виртуальная гостиная, информационный бюллетень; получить новые инструменты отслеживания эффективности деятельности учителя с родителями за счет использования статистики сайта, анализа сетевых продуктов деятельности родителей, сетевых анкет.
Вся работа сотрудничества способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между семьей и школой - он видит лишь некое единство мира. Результатом взаимодействия школы и родителей становится постоянная забота о развитии личности ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в коллективе, самооценке, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком. В итоге все вместе заботятся о счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.
Взаимодействие школы с семьей – это результат сознательной целенаправленной деятельности, творчества самого учителя, желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с заинтересованными партнерами, дополняющими друг друга в воспитании и обучении детей. А значит, роль школы изменилась. Школа стала не просто географическим центром, а подлинным центром воспитания в этом и есть новое назначение современной школы. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия школы с родителями обучающихся ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.