Головной мозг — это самый загадочный орган, он состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое полушарие – логическое, правое – творческое). Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. А известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария.
Но часто так бывает, что, межполушарное взаимодействие недостаточно сформировано. В этом случае, у детей отмечается:
· чрезмерная активность, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
· плохая ориентация в пространстве, не может скоординировать движения постоянно путает «лево» и «право»;
· быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, испытывает трудности при их выполнении;
· отмечаются проблемы с речью;
· наблюдается “зеркальное” написание цифр и букв;
· отмечается слабая познавательная активность;
· недостаточно развита мелкая и общая моторика и т.д.
Поэтому, с детьми старшего дошкольного возраста в целях коррекции и профилактики нарушений межполушарного взаимодействия рекомендуется проводить кинезиологические упражнения. Дети выполняют их с большим удовольствием и интересом.
Приведем пример некоторых нейрокинезиологических игр и упражнений, в которые можно поиграть со своим ребенком в домашних условиях. Данные упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
“Нейротаблицы на внимание”. Упражнение направлено на развитие навыка концентрации внимания, кратковременной памяти, на расширение угла зрительного охвата.
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: геометрические фигуры, цифры, алфавит, животные и т. д. Данные игры можно нарисовать “от руки”, а можно изготовить на компьютере.
Дети данное упражнение выполняют с большим интересом и положительными эмоциями.
“Кулак-ребро-ладонь”. Упражнение направлено на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
а) Ребенку показывается три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь выпрямлена на плоскости, ладонь стоит на ребре, ладонь сжата в кулак.
Взрослый проговаривает инструкция, а ребенок выполняет. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе.
б) Данное упражнение интересно так же выполнять с использованием карточек-ориентиров, например, круг - кулак, узкий прямоугольник- ребро и широкий прямоугольник - ладонь. Данные фигуры выкладываются напротив обеих рук в хаотичном порядке и произносится ребенку вышеназванная инструкция.
в) Можно предложить ребенку данное упражнение выполнять с предметами, например, каштан - кулак, карандаш - ребро, а лист с дерева - ладонь и др.
Упражнение “Ухо – нос”. Направлено на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой - за противоположную мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.
“Межполушарное рисование” - позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость.
а) Детям, на специальном бланке, необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками;
б) Можно предложить рисовать одинаковые фигуры одновременно двумя руками (круг, домик, снеговик и др.)
Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.
“Пальчиковые игры” - стимуляция внимательности, совершенствование мелких движений пальцами, формирование образного мышления, снятие напряжения с мышц верхних конечностей. Например,
а) “Колечко”. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с остальными: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется как в прямом, так и в обратном порядке. Пальцы мизинец и указательные прожимаются по два раза. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
б) “Коза-корова”. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову». (в кулак не согнуты указательный палец и мизинец).
Упражнения следует выполнять ежедневно примерно по 6-8 раз. Так как воздействие нейрокинезиологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект.
Таким образом, систематическое использование нейрокинезиологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на развития интеллекта ребенка; речи; развитие мелкой и крупной моторики, способствуют их координации; снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают состояние физического здоровья ребенка. Дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, агрессию; медлительность, пассивность).
Библиографический список:
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М., АРКТИ, 2009.
4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
5. [Электронный ресурс], URL:https://academy-dou.ru/ Образовательный портал «Издательство «Детство-Пресс», вебинар Н. В. Нищевой "Межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения».