РАСШИРЕНИЕ РЕПЕРТУАРА ПОДВИЖНЫХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
Ермакова Полина Павловна учитель-дефектолог КОУ "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Перемены являются обязательным элементов режима дня школы. После любого урока, даже с учетом физминуток, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена, многие обучающиеся не знают, чем себя занять.
Активные перемены традиционно используются педагогами КОУ «Леушинская школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» во внеурочной деятельности при проведении предметных недель, декад, месячников. Активные перемены проводятся периодически и, учитывая психофизические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), деятельность обучающихся во время проведения перемен организуют сами педагоги, а обучающиеся выполняют задания (игры) под их руководством по подражанию или образцу. Игровая деятельность, организованная на переменах, позволяет создать условия для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных навыков и овладения ими разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, оптимизировать взаимодействие обучающихся с педагогами и другими обучающимися.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) даже при педагогическом руководстве игра развита плохо. У них нет интереса к игре, слишком быстро происходит насыщение предметами, развитие игры не наблюдается. Поэтому игровая деятельность детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как и другие виды деятельности, подлежит развитию.
Цель исследования: создание условий для расширения репертуара подвижных и развивающих игр у обучающихся 1-12 классов на перемене.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать содержательный отдых на перемене обучающихся 1-12 классов с учетом возрастных особенностей и индивидуальных интересов обучающихся.
· Разработка плана, создание совместного плана мероприятий.
· Разработка анкет для обучающихся.
2. Основной (11 января 2023 г. – 17 марта 2023 г.):
Прогностическая часть:
· Проведение опроса среди обучающихся.
Практическая часть:
· Проведение комплекса мероприятий по реализации исследования.
3. Заключительный (18 марта 2023 г. – 24 марта 2023 г.):
· Рефлексия обучающихся.
· Анализ результатов проекта.
В ходе реализации исследования согласно классификации Новоселовой С.Л., д. п. н, выделившей три класса игр, используются игры:
второго класса: обучающие и досуговые игры, возникающие по инициативе взрослого или более старших детей, освоив которые, дети могут играть в них самостоятельно;
третьего класса: традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры (обрядовые, тренинговые, досуговые).
Подвижные игры. Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.Основная задача подвижных игр: развитие и совершенствование двигательных навыков и воспитание морально-волевых качеств. Обязательными условиями для проведения подвижных игр являются наличие просторного помещения, необходимого оборудования (спортивного инвентаря; предметов, музыкального сопровождения), продуманная организация пространства, четкий инструктаж о правилах игры и выделение сигнала, по которому участникам придется менять свои действия, соблюдение техники безопасности, знание сопроводительного текста (при наличии). Игру целесообразно повторять 2-3 раза для развития у обучающихся координации движений, умения ориентироваться в пространстве, закрепления двигательного навыка.При проведенииподвижных игрважно отслеживать развитие сюжета, постепенно усложнять вариант игры, контролировать физическое и эмоциональное состояние участников (успокаивать гиперактивных, стимулировать к действиям медлительных), подводить итоги игры только на положительных эмоциях (похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится).
В практической части мы проводили следующие подвижные игры: «Парами на одной ножке», «Передай мяч над головой», «Удочка», «Лабиринты», «Собери конфеты», «День-ночь» «Укрась торт», «Я – огонь, меня не тронь!», «Передай шарик на тарелочке», «Метание снежков», «Блинчик», «Испеки блины», «Невод», «Змейка», «Передай игрушку-героя» и др. Данные игры рассчитаны на возраст от 7 до 16 лет.
Игры интеллектуальные. Интеллектуальная игра – это реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения и развития обучающихся, которая основывается на применении участниками игры своего интеллекта, эрудиции, умения нестандартно мыслить, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для обучающихся ситуации. Основными задачами интеллектуальных игр является развитие познавательного интереса к познанию окружающего мира и расширение кругозора, развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, речи, мышления и др.), поддерживание эмоционального настроя и положительной мотивации к обучению.
При проведении интеллектуальных игр на перемене важно, чтобы игра:
- была интересной, увлекательной;
- не была слишком сложной, чтобы обучающиеся не утратили любопытство, как и слишком легкой;
Необходимо соблюдать основные требования в интеллектуальной игре:
- сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;
- включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности обучающихся;
- учёт степени сформированности теоретического мышления обучающихся;
- использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа;
- разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания;
- применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.
В практической части использовались словесные интеллектуальные игры: ребусы, кроссворды, викторины, шарады, а также игры «Дорисуй картинку», «Угадай цвет», «Крокодил», «Сочини историю», «Найди персонажей к мультфильму или телепередаче» и др.
Игры-забавы. Кэтой группе игр относятсяигры с правилами, не имеющие определенной (деловой) цели, предназначенные для отдыха – игры, чтобы было весело, чтобы не было скучно, чтобы чем-то интересным занять себя. При овладении опытом игры, развитием способности к самоорганизации дети могут проводить эти игры самостоятельно.
Игры-забавы в жизни ребенка играют существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Игры-забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, они всегда осуждают отрицательные качества. Многие из них связаны с выполнением определенных движений, таким образом способствуют моторному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Игры-забавы – это обычно непродолжительные по времени развлекательные моменты, основная миссия которых — помочь игрокам включиться в тот или иной вид деятельности. Однако проведение таких игр требует от педагога знания некоторых нюансов:
1. Важным условием проведения таких игр является поддержание необходимого позитивного эмоционального фона и интереса игроков.
2. Задания и игровые действия забав отличаются простотой, поэтому не требуют особого интеллектуального напряжения.
3. Словесное сопровождение игры - игры-забавы в большинстве своём сопровождаются рифмовками.
В практической части исследования использовались игры: «Кошки - мышки», «Совушка», «Съедобное-несъедобное», «Раздувайся пузырь», «Море волнуется раз…», «Прятки», «Ручеек», «Калечина - Малечина» и др.
Сенсомоторные игры. Сенсомоторными играми условно называют игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Сенсомоторное развитие, направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, составляет фундамент общего умственного развития, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того насколько он совершенно слышит, видит, осязает окружающее. Основным средством реализации данных задач являются игры, направленные на сенсомоторное развитие и развитие каналов восприятия: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые. Сенсомоторные игры развивают:
- умение различать и называть основные цвета;
- умение различать ароматы и запахи; умение соотносить их с речевой формой описания;
- слуховое восприятие и слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти; умение соотносить звук и изображение предмета;
Материал, который способствует сенсорному развитию: песок, вода, природный материал, различная по фактуре бумага, соломинки, крупа, камушки, резиночки, шнуровка, мячи, баночки, крышки и многое другое. Ребенок может использовать все, что угодно, чтобы исследовать мир, а педагог помогаем развивать его чувства.
С детьми были проведены следующие сенсомоторные игры: «Угадай цвет», «Собери конфеты», «Собери орешки», «Узнай сыр по запаху!», «Угадай птицу по голосу», «Кто больше завяжет узлов», «Кто быстрее заплетет косичку», «Собери слово», «Найди и собери слово «спасибо», «Укрась торт», «Укрась матрешку» и др. Данные игры рассчитаны на возраст от 7 до 16 лет.
Результаты исследования.
В январе 2023 г. обучающиеся школы-интерната анонимно ответили на 5 вопросов анкеты с целью изучения личных предпочтений проведения досуга на переменах у воспитанников. В анкетировании приняли участие 79 обучающихся: 11 обучающихся начального звена (2а-3а, 4 классы), 48 обучающихся основного общего уровня образования (5а, 6а, 6в, 7а, 8а, 8б, 9 классы), 20 обучающихся уровня профессионального обучения (10а, 10б, 11б, 11а-12 классы).
На вопрос «Чем Вы занимаетесь на перемене?» 55% обучающихся начального звена предпочитают играть в подвижные игры, 36% - играют в настольные игры и 9% общаются со сверстниками. На этот же вопрос обучающиеся 5-9 классов ответили более разнообразно: 59% общаются с друзьями и со сверстниками на переменах, 30% – гуляют по коридорам, 5% - играют в настольные игры, 3% играют в игры на телефоне, 1% - играют в подвижные игры. При этом из числа обучающихся 5-9 классов 2% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос анкеты. Старшеклассники предпочитают общаться со сверстниками: 45% опрошенных. 30% обучающихся 10-12 классов играют в игры на телефонах, 15% гуляют по коридорам, 5% - играют в настольные и 5% - играют в подвижные игры.
Таким образом, младшие школьники предпочитают играть в подвижные игры, а обучающиеся среднего и старшего звена – общаться. Эти данные согласуются с периодизацией возрастного развития личности.
На вопрос «Как бы Вы хотели проводить перемены в школе?» обучающиеся начального звена ответили следующим образом: большинство 45% продолжили бы играть в подвижные игры, 28% хотели бы играть в настольные игры и 27% хотели бы общаться с друзьями и одноклассниками. Обучающиеся 5-9 классов хотели бы на переменах продолжить общаться с одноклассниками и друзьями – 33%, играть в игры в телефоне – 24%, играть в подвижные игры и гулять по коридорам – 16%, играть в настольные игры – 10%. При этом из числа обучающихся 5-9 классов 1% опрошенных затруднился ответить на второй вопрос анкеты. 33% старшеклассников тоже хотели бы на переменах продолжить общение со сверстниками, 21% - играть в телефоне, 17% хотели бы играть в подвижные игры и столько же 17% гулять по коридорам, 12% - играть в настольные игры.
Таким образом, мы наблюдаем тенденцию увеличения числа обучающихся среднего звена и старшеклассников, которые бы хотели активно проводить свой досуг на перемене: играть в подвижные и настольные игры. У обучающихся начальных классов мы наблюдаем рост числа обучающихся, которые хотели бы на переменах общаться с друзьями и одноклассниками.
На вопрос «Какие подвижные игры Вы знаете?» 27% обучающихся начальных классов затруднились ответить, 18% обучающихся назвали вместо подвижных игр спортивные (футбол, баскетбол, хоккей) и лишь 55% обучающихся назвали такие подвижные игры, как ляпы, жмурки, прятки, салки (рис. 8). Из числа последних лишь 1 опрошенный назвал игру казаки-разбойники. У обучающихся среднего звена наблюдается следующее: 7% обучающихся затруднились назвать подвижные игры, 33% обучающихся к подвижным играм отнесли спортивные: волейбол, баскетбол, футбол, 60% обучающихся смогли назвать подвижные игры: салки, прятки, жмурки, ляпы. Из числа последних лишь 14% (8б класс) назвали большое разнообразие игр: «горячая картошка», «фанты», «краски», «море волнуется раз», «съедобное-несъедобное», «цепи кованные». Старшеклассники ответили на этот вопрос следующим образом: 20% затруднились назвать подвижные игры, 30% назвали спортивные игры вместо подвижных: баскетбол, 50% назвали подвижные игры, такие как прятки, догонялки, жмурки, вышибалы. Из числа последних 25% обучающихся (10а класс) вспомнили такие подвижные игры, как «ручеёк» и «чай-чай выручай».
Таким образом, только половина обучающихся каждого уровня образования смогли назвать подвижные игры с похожими правилами и лишь 6 человек из них смогли назвать нетипичные подвижные игры.
На вопрос «Какие настольные игры Вы знаете?» большинство обучающихся начального звена 91% ответили шахматы, шашки и паззлы, остальные же 9% не смогли вспомнить настольные игры. 89% обучающихся среднего звена назвали разнообразные настольные игры: большинство 39% назвали шахматы, шашки, 30% назвали монополию, 10% и 7% вспомнили пазлы и игру «Башня» соответственно, 3% играют в лото и дубль. Две последние настольные игры предложили обучающиеся 8б класса. Большинство 85% старшеклассников назвали настольные игры: 40% вспомнил «Монополия», 35% - шахматы и шашки, 9% - игру «Башня», 1% - корабли, крокоты, поиск слова, остальные 15% затруднились ответить на этот вопрос. Нетипичные настольные игры назвали обучающиеся 10а класса.
Таким образом, были выявлены типичные настольные игры: шахматы и шашки, которые знакомы всем обучающимся школы, вне зависимости от возраста и степени умственной отсталости. По результатам полученных ответов на третий и четвертый вопросы, можно выделить лидеров среди классов по знанию нетипичных подвижных и настольных игр: 8б и 10а классы.
На вопрос «В какие игры на телефоне Вы играете во время перемены?» 45% обучающихся начального звена ответили следующим образом: в основном (50%) это игры в жанрах экш: «Майнкрафт» (Minecraft), «Дум» (Doom) и 50% шутер: «Контра страйк» (Counter Strike), «Стендоф» (Standoff), которые не требуют умственных усилий от обучающихся и не несут глубокого смысла. В ответе на этот вопрос у обучающихся начального звена наблюдается не соответствие с ответом на первый вопрос анкеты: отсутствовал ответ у опрошенных про игры в телефонах во время перемены. 46% обучающихся 5-9 классов играют на переменах в игры на телефоне: из них 18% развивающие игры на память, внимание, расширение словарного запаса («Поле чудес», «Поиск слова», «Найди кота», раскраски по номерам «Happy color»), остальные выбирают игры жанров 55% экш: «Майнкрафт» (Minecraft), «Боумастерс» (Bowmasters), «Сабвей Сёрф» (Subway Surfers), «Террария» (Тerraria), «ГТА» (GTA), 23% шутер: «Стендоф» (Standoff), «Бравел Старлс» (Brawl Stars), «Сталкер» (S.T.A.L.K.E.R), 4% аркады: «Уличные гонки». При ответе на этот вопрос обучающиеся 8а, 9 классов не были максимально честны и заведомо отвечали отрицательно на этот вопрос. Показатель числа обучающихся, играющих в игры на телефоне, не соответствует ответу на первый вопрос анкеты. 60% обучающихся 10-12 классов играют в игры на телефоне во время перемены. Из них 23% играют в развивающие игры: поле чудес, загадки, раскраски по номерам, игры в слова. Остальные же 77% играют в игры различных жанров: 35% экш: «Майнкрафт» (Minecraft), «Импакт» (Genshin Impact), 16% симуляторы: «Пони таун» (Pony town), «Том и его друзья», 14% шутер: «Стендоф» (Standoff), 12% аркады: «Танки», «Геометрия Дэш» (Geometry Dash).
Таким образом, в ряду обучающихся «начальное звено – среднее звено – старшее звено» происходит рост числа воспитанников, которые играют на переменах в игры на телефонах. Среди жанров компьютерных игр наиболее популярным у всех обучающихся является жанр экшн, который позволяет погрузиться в виртуальный мир приключений, преодолевая препятствия, при этом перегружая не только органы зрения и мелкую моторику, но и весь организм в целом, держа в напряжении ЦНС. Кроме того, обучающиеся среднего и старшего звена способны выбирать из всего репертуара не только игры развлекательного характера, но и обучающие, развивающие игры.
В конце марта 2023 года обучающиеся ответили на вопросы итогового анкетирования. Анализ ответов обучающихся школы показал увеличение числа упоминаний названий как подвижных, так и настольных игр у всех обучающихся вне зависимости от ступени образования. Таким образом, наблюдается расширение репертуара игр у обучающихся 1-12 классов для проведения содержательного отдыха на перемене. Следует отметить, что у обучающихся 1-4 классов не прослеживается подмена понятия «подвижные игры» понятием «спортивные игры», как это было при входном анкетировании. Это можно объяснить тем, что обучающиеся 1-4 классов активно и систематически включались в активные перемены на протяжении всего педагогического проекта, нежели обучающиеся 5-12 классов.
Таким образом, можно сделать выводы по проблеме исследования:
1. У обучающихся 1-12 классов вдвое расширился репертуар подвижных игр.
2. У обучающихся 1-9 классов вдвое расширился репертуар настольных игр.
Помимо планируемых результатов специалисты зафиксировали следующие наблюдения у обучающихся 1-4, 5а, 5б, 6б, 6г-7б классов, которые:
- в начале практической части проекта не могли чётко и последовательно следовать правилам игры и инструкциям педагога-ведущего: разделиться по командам, встать в круг, взяться за руки, осуществлять моторное планирование, к завершению практической части обучающиеся лучше и организованнее выполняли правила и инструкции ведущего;
- ожидали каждые среду и пятницу организованные большие перемены.
Библиографический список
1. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 84.
2. Сергеева Н.Ю. Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта // Международный научный журнал Вестник науки. – 2020. – № 6 (27) – Том 2. - С. 50-52.