РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО И ФОП ДО С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Писнова Елена Николаевна старший воспитатель СП "Детский сад" ГБОУ ООШ №, 2 п. г. т. Смышляевка
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой (ФОП) должна осуществляться как целостный органический процесс.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В нашем детском саду создание уникальной предметно-пространственной развивающей среды рекреаций, которая направлена на формирование представлений дошкольников об истории родного края, о промышленности Самарской области. Реализована работа по оформлению развивающей образовательной среды рекреаций здания детского сада.
Ø 1 этаж – посвящён природным объектам и достопримечательностям Самарской области. Здесь по проекту изображен вид на Самару с правого берега Волги; одна из любимых достопримечательностей жителей – гора «Стрельная»; река Волга «в срезе толщи воды» с изображением рыб и птиц, обитающих в среднем Поволжье; изображение леса с дикими животными, обитающими на территории Самарского края.
Ø На 2 этаже можно познакомиться с культурными достопримечательностями столицы губернии: Самара-Арена, Самарская государственная филармония, Самарский академический театр драмы имени Максима Горького, Самарский цирк имени Олега Попова
Ø На 3 этаже темой оформления стала промышленность Самарского края, отмеченная музеем «Самара космическая» и памятником «Самолёту-штурмовику Ил-2». В планах изображение завода АвтоВаз, Самарского железнодорожного вокзала.
Ø Созданы музейные экспозиции: «Народы Самарской области», «Самара космическая», «Самара спортивная», «Музей боевой славы».
Разработаны образовательные проекты по ознакомлению дошкольников с историей, культурой и промышленностью Самарской губернии:
Ø «Самарская Лука- излучина Волги»;
Ø «Жигулевские горы»;
Ø «Самарская государственная Филармония»;
Ø «Самарский театр драмы имени М.Горького»;
Ø «Футбольный стадион «Самара Арена»;
Ø «Самара – космическая столица»;
Ø «Памятник «Самолет Ил-2».
Ø «Завод «АвтоВАЗ Самара»,
Ø «Самара многонациональная»
Ø «Государственный цирк им. О. Попова»
Ø «Самарский театр кукол»
Ø «Завод «АвтоВАЗ Самара»
Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в которую он включается самим фактом своего рождения, когда ежедневно имеет возможность наблю дать профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем, в разнообразных видах культурных прак тик (игре, познавательной, продуктивной деятельности и др.) воспроизводить свои знания. Ведущие отрасли экономики Самарской области обу славливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых. Каждый проект подразумевает обязательное знакомство с профессиями. В ходе реализации мини – проектов воспитанники знакомятся с разнообразными профессиями, создаётся и пополняется развивающая среда не только рекреаций, но и в групповых ячейках, что обеспечивает постоянный доступ детей к информации о Самарской области. Многие объекты развивающей среды являются продуктами детской деятельности, а также детско-родительских работ в рамках инновационного проекта.
Так, находясь, в уникальной среде, представленной в нашем детском саду, параллельно изучая объект за объектом, расположенные в Самарской области, подкрепляя знания работой по реализации совместных с родителями образовательных проектов, у дошкольников, словно мозаика, сложится – общая картина не только об истории Самарского края, но и о профессиях взрослых нашего региона.