Конференции
2023-12-29 13:39 Август 2023

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ТРУДНЫМИ СЛОВАМИ

Мударисова Гульшат Ильясовна
учитель
МБОУ СОШ № 1, город Бугульма

В начальной школе при изучении русского языка предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых надо запомнить наизусть. Обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме, зависит от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах.

Богатый опыт учителей и специальные эксперименты свидетельствуют, что работу над непроверяемыми орфограммами можно рационализировать. Следовательно, чтобы «рационализировать» словарно – орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.

К группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.

Мнемоника или мнемотехника (от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличение объёма памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в нашей памяти. В основе ассоциативных приёмов лежит психологический подход к запоминанию. Так, например, кольцо – круглое, похоже на букву «о». Сам предмет, обозначенный словом, указывает на букву, которую нужно написать.

На уроках русского языка при изучении «трудных» (словарных) слов я использую следующие виды мнемонической деятельности: метод графических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбинированный метод. Вот некоторые примеры.

Метод графических ассоциаций. На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова:

гурец мроз пртрет пмидор ягда яблко.



Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

ребята на речке

за заводом закат

дежурные дети

у мамы машина

В этом случае слова называем не провероч ными, а словами-подсказками, одновременно придумываем маленькую историю. Например, как ребята резвились на речке, или дежурные дети делали уборку в классе и др.

А сколько бывает проблем со словом собака!

1.Сначала придумали имя собаке – собака Соня.

2. После прослушивания рассказа «Собака» В. Вознесенского я спрашиваю:

- Заслуживает ли собака медаль за верную службу? (Да)

Тогда к изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву «о».



3. Или дети сказали, что у собачьей конуры круглое отверстие, напоминающее букву «о».

Использую и такие фразы:

Облака покрыты лаком.

Костя носит костюм, а Павел пальто.

Черёмуха – чёрная муха.

Пианино – у пианино ослик Иа пел: «ИА – ИА!»

Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется. Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.

Комбинированный метод – это использование при запоминании слова и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.

Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение (Деревня – проверочное: дерево).

Земляника – от слова «земля»; земляная ягода. (Земляника – проверочное: земли).

Коньки – от слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

В процессе работы рождается детское творчество, ученики сами придумывают «подсказки - запоминалки». Вот некоторые из них:

Слово колесо. У машины круглые колёса. Отсюда – гласная «о».

Слово погода. Когда она плохая – идёт дождь, капельки дождя круглые, напоминают «о». Зонт тоже круглый, как «о»

Слово «иней». Иней похож на снег. А в слове «снег» одна гласная «е»

Поэтому легко запомнить, что в слове «иней» пишется «е», как в слове «снег».

Слово «обед». Дети сказали, что мама ставит на стол тарелки, по форме напоминающие букву «о». Отсюда идёт сочетание для запоминания: «У отца обед».

Слово «праздник». Дети сказали, что самый долгожданный праздник- день рождения. В слове день есть буква «д»- отсюда и праздник.

Слово «заяц». Заяц – трусливое животное. Дети говорят: Я –не заяц, пишу и запоминаю «я».

Слово «пшеница». Дети узнали, что раньше пшеницу убирали с помощью серпа. В слове серп – буква е, значит, и в слове пшеница тоже будем писать «е»

Слово помидор. Помидоры мама собирает в круглую корзину. (Ассоциация с круглой формой предмета)

Слово молоко Его наливают в круглую ёмкость. Отсюда – «о».

Практически к каждому слову с непроверяемой гласной дети могут подобрать ассоциацию. Причём, каждый ребёнок – свою. Детская фантазия неистощима.

Итак, если использовать в обучении де тей младшего школьного возраста мнемо нические приемы, помогающие форми ровать навык правописания непроверяе мых орфограмм, то результативность рабо ты значительно повысится.

Тем не менее нельзя построить всю словарно – орфографическую работу с опорой на ассоциативную память. Учёные выдвигают требования к ассоциативному образу:

· Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким – то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству.

· Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в «наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая орфограмма.

Мнемоническими приёмами нужно пользоваться осторожно и в исключительных случаях, они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребёнка и в целом его речи.