Роль наглядности в процессе обучения английскому языку
Петросян Такуи Наириевна учитель английского языка МОБУ СОШ №85 им. Авджяна В.В., г.Сочи
Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной на протяжении всего времени. В последние годы, в связи с усиливающимся стремлением человечества к "обществу без границ", культурному наследию и духовным ценностям различных народов мира, знание иностранного языка как средства межкультурной коммуникации стало престижным и востребованным. Поэтому область наглядности значительно расширилась, а инвентарь ее усложнился: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, с помощью которых преподаватель моделирует фрагменты реальности.
Известно, что эффективность обучения зависит от того, насколько активно привлекаются все органы чувств человека к восприятию материала. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем крепче он усваивается. Этот закон нашел свое отражение в принципе наглядности, который был введен чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Один из основных принципов обучения — это принцип наглядности, поскольку путь к познанию начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Согласно сформулированному им "золотому правилу", все видимое - зрению, все слышимое - слуху, все обоняемое - обонянию, все осязаемое - осязанию, то есть требует использования как можно большего количества рецепторов для познания. [7 с.302]
Дистервег сказал, что люди достигают знаний только через наглядность. Песталоцци считал наглядность основой развития, а чувственное познание - ключом к обучению через наглядность, которая становится самоцелью.
И. А. Зимняя отмечает, что цели использования наглядности зависят от задач, которые стоят перед преподавателем на определенном этапе обучения иностранному языку. Она считает, что наглядность при обучении иностранному языку может быть использована для семантизации языкового материала и организации запоминания путем установления связи между вербальным и наглядным представлением действительности. [4 с.384 ]
По мнению Е. И. Пассова, цель использования изобразительных смысловых опор заключается в том, чтобы вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и содержательным материалом высказывания, так как «к зрительному образу легко и прочно привязываются даже отвлеченные идеи». Он считает, что в этих опорах «могут быть гиперболизированы те свойства и качества предметов, которые важны для того, чтобы схватить суть и определить направление движения мысли говорящего» [13 с.95]
Наглядность в методике обучения иностранным языкам способствует более чувственному восприятию и внедрению второй реальности в учебно-воспитательный процесс. Для этого предусмотрена широкая номенклатура средств обучения, сосредоточенных в кабинете иностранных языков.
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученикам усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объем усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю и облегчает весь процесс обучения.
В обучении языку существует два основных вида наглядности: языковая и неязыковая.
Языковая наглядность включает в себя коммуникативно-речевую демонстрацию, демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (морфем, фонем, слов, предложений и другое) и лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (таблицы, схемы и другое).
Неязыковая наглядность представляет собой способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности, такие как естественная и изобразительная наглядность. (кинофильмы, картины, диафильмы).
В зависимости от вида анализатора различают слуховую, зрительную и двигательно-моторную наглядность. В практике обучения иностранному языку часто используется комбинирование различных видов наглядности.
В зависимости от цели использования наглядности можно выделить следующие функции:
1.Презентация языкового материала может быть как в связной речи, так и в изолированном виде.
2.Уточнение знания языкового явления.
3.Создание условий для естественного использования языка в качестве средства обучения и для коммуникативного использования языкового материала в устной и письменной речи. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) использование наглядности должно быть умеренным и показываться постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
В процессе обучения английскому языку используются различные виды наглядности и, соответственно, различные наглядные пособия. Важное место занимает изобразительная наглядность, которая имеет целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины). Преподаватель на уроке очень часто использует пособия этой группы. Их преимущество в том, что они могут заменить реальный предмет определенными изображениями, ведь показать реальный предмет на занятии часто бывает очень трудно или невозможно (например: крупных животных, исторические эпизоды). Эта группа наглядных пособий позволяет формировать многообразие представлений о Вселенной, о различных сторонах жизни природы и человека.
Наглядные пособия играют важную роль на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении знаний, развитии навыков, выполнении домашних заданий и проверке усвоения учебного материала. Эффективность обучения зависит от правильного использования учителем наглядных пособий.
Изучение методической литературы по данной теме позволяет выделить широкий спектр наглядных пособий, рекомендуемых для обучения английскому языку. Среди них различные печатные, экранные, звуковые и аудиовизуальные средства. Существует множество методических рекомендаций по их использованию. Особую часть учебного материала по английскому языку составляют печатные пособия, которые легко использовать (не требуют специального оборудования) и обеспечивают длительное визуальное представление материала.
Дидактические возможности использования аддитивных и аудиовизуальных средств при обучении английскому языку очень широки. В настоящее время основным звуковым (аддитивным) средством, применяемым в обучении английскому языку, является магнитофон. Условия использования наглядности в обучении противоречивы.
Основная цель наглядности заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на основе чувственно-наглядных впечатлений и связывать учебу со жизнью. Однако обучение происходит не в реальной жизни, а в школе. Область применения наглядности при обучении иностранного языка пока не определена точно. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении иностранного языка, постоянно расширяясь и углубляясь.
Особенно эффективно и результативно использование наглядности проявляется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. Умение четко излагать материал, педагогическое мастерство преподавателя базируются на способности организовать процесс обучения с учетом его закономерностей и основных дидактических принципов. Для увеличения наглядности преподаватели стараются использовать различные технические средства обучения, такие как магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие устройства.
В последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе существенно изменилось. Теперь оно рассматривается в контексте методических задач, которые ставятся перед конкретным средством наглядности, и необходимости использования именно этого средства на данном этапе обучения. Исходя из этого подхода, важно найти конкретное применение наглядности, то есть разработать метод внедрения ее в педагогический процесс, который бы обеспечил не только формальное, но и реальное использование наглядности.
Наглядность неотделима от обучения иностранному языку, так же как язык неотделим от реальности. Она повышает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Сейчас понимают, что наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к изучению языка, увеличивает объем усваиваемого материала, снижает утомление, развивает творческое воображение, мобилизует волю и облегчает процесс обучения. Наглядность влияет на эмоциональную сторону личности учащегося. Органы зрения более чувствительны, чем органы слуха. Поэтому лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Применение наглядности в сочетании со словами преподавателя активизирует I и II сигнальные системы, что способствует более крепкому усвоению материала. Средства наглядности помогают созданию образов и представлений, а мышление превращает эти представления в понятия.
Использование иллюстраций способствует развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и увеличивает интерес к изучению иностранного языка. Принцип наглядности способствует усвоению осознанных знаний, обеспечивает их прочность, стимулирует познавательную активность обучаемых, оказывает положительное эмоциональное воздействие и способствует успешному решению развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач.
Наглядность играет важную роль в обучении иностранному языку. Она помогает закрепить и усвоить грамматический материал, а также решить проблемные задачи при свободном общении с помощью картинок. Однако самое главное, что при выполнении упражнений с использованием наглядности ученики говорят и слушают не потому, что им это нужно, а потому что им интересно решать подобные речевые задачи.
Список литературы:
1. Бим И.Л., Пассов Е.И. и др. Английский язык. – М.: Просвещение, 2006
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000. – 384 с.
3. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 2005, с. 302.
4.Пассов Е. С. Основные вопросы обучения иностранной речи – Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 2008. – 164 c.
5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 2008.
6. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2007.95 c.