Игнатюк Е.В., Коновалова Ю.Н. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Библиографическое описание: Игнатюк Е.В., Коновалова Ю.Н. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от среды, в которой он живет. Для ребенка школьного возраста этой средой является образовательное учреждение, тем более в условиях реализации проекта «Школа полного дня».
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием сохранения здоровья учащихся.
С каких бы позиций не анализировался урок, почти каждый из критериев будет иметь связь со здоровьем учащихся, а иногда и учителей.
Н что должен обращать внимание в первую очередь учитель или любой проверяющий. Ведь успех урока напрямую может зависеть от соблюдения этих простых правил:
• обстановка и гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т.п.;
• число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Так, например, при выполнении контрольной работы. В то же время творческие виды заданий, например, сочинение, вызывают меньшее переутомление;
• средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут;
• число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут;
• наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
• умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;
• позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены;
• физкультминутки, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений;
• наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;
• Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу;
• благоприятный психологический климат на уроке;
• наличие на уроке эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.;
• момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
• плотность урока. Норма – не менее 60% времени урока;
• темп урока. Необходимо, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель не просто задал задание на дом, но и прокомментировал его.
При условии даже самостоятельного упрощённого оцениванияурока учителем, это помогает увидеть реальную обстановку на уроке и грамотно выстроить дальнейшую работу по здоровьесбережению учеников, руководствуясь в своей деятельности как девизом словами Никиты Константиновича Смирнова: «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».
Используемая литература:
1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М.: Просвещение, 1990.
2. Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] / И. П. Борисова. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. — М.: Управление ГОУ, 2003.
4. Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие [Текст] / Под общ.ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.