ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Колчанова Анастасия Викторовна воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида 229
Труд -это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»
Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:
- считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.
- Были определены ведущие задачи:
- научиться трудиться с радостью;
- приучать работать качественно.
С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.
Современный этап отличается, «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания этот раздел отсутствует. Эта проблема может привести к задержке в развитии личности.
Своеобразие детского труда.
1. Детский труд не создаёт общественно значимых материальных ценностей;
2. Труд детей носит воспитательный характер;
3. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми
4. Детский труд близок к игре (играют водой во время умывания)
5. В процессе труда дети приобретают трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого. Самостоятельными.
6. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения.
7. Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер.
8. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Задачи трудового воспитания дошкольников.
Выделяется две группы задач:
1. Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью:
- овладение трудовыми навыками и умениями.
- овладение структурной деятельностью
2. Развитие личности ребёнка в труде:
- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;
- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;
- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.
Виды труда.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.
Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.
Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
Умственный труд – улучшение качества труда (постиранное бельё, почищенная клетка), решение житейской задачи, собственное «открытие», обдумывание последовательности предстоящей деятельности - всё это результат умственного труда.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста. Задачи трудового воспитания.
Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.
Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.
Детский труд своеобразен:
- он прост по содержанию;
- доступен по характеру выполняемых действий
- связан с игрой.
Связь игры с трудом выражается на первых этапах в том, что дети 2-3 лет в игре отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Для воспитания интереса у младших дошкольников к самообслуживанию, для упрочнения трудовых навыков широко используются игровые приёмы, игры, занятия с показом действий, упражнений. Упражнения переносятся так же в игры детей с куклами (дети кукол одевают, причёсывают и т. д.) В младшем возрасте разнообразная трудовая деятельность связывается с играми детей.
- уборка игрушек
- мытьё игрушек
- стирка кукольного белья и т. д.
Дети 5 лет могу уже многое делать для своих игр. Часто труд может быть организован в форме игры (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).
У детей 6-7 лет большой интерес вызывает именно тот труд, который организован в форме игры: «мастерская по починке и изготовлению игрушек» и т. д. Однако у детей 6-7 лет возможно воспитывать серьёзное отношение к труду, умение отличать труд от игры, осознавать необходимость труда, поступаться игрой, если нужно выполнить поручение.
У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если он понимает необходимость работы. Несмотря на то, что трудовая деятельность у дошкольников находиться на начальной стадии развития, она должна быть:
- осмысленной
- радостной
- творческой.
Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:
- инициатива
- товарищеская взаимопомощь
- хорошее выполнение работы
- доведение её до конца.
Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:
1. Любой труд должен быть
- целесообразным;
- необходимым;
- понятным;
- интересным;
- выполняться детьми с удовольствием.
2. В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия.
3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.
4. Труд должен быть
- посильным
- доступным
- хорошо организованным
- дозированным по объему и во времени.
5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.
6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.
Основные формы организации детского труда.
Содержание трудовых поручений.
В детском саду используются следующие формы организации труда детей;
- поручения (отдельным детям, небольшим группам)
- дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей
- коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой)
В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.
Поручения.
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-то из своих сверстников. Поручить значит обязать ребёнка выполнить какую-либо работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения.
Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой 1974г.
Трудовые поручения по форме организации могут быть:
- индивидуальными
- подгрупповыми
- общими
По продолжительности:
- кратковременными
- длительными
- постоянными
- одноразовыми
По содержанию:
- соответствовать видам труда.
Дети 2-3 лет – с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Воспитатель привлекает к хозяйственно-бытовому труду, через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребёнка, что-то сделать, сразу же при необходимости даёт советы, каким способом лучше выполнить поручение. (Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась и т.д.)
Поручения в младшей группе: используются для:
- поддержания труда
- желание трудиться
- обучение трудовым навыкам, умениям
- формирования у детей уверенности в своих силах и способностях
- удовлетворения потребности в общении со взрослыми
- подготовки к другим формам труда.
Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги. Дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений. Овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Учатся доводить дело до конца. Видеть результаты своих трудовых усилий.
В старших группах поручения более сложны по:
- содержанию
- выполнению
- по степени ответственности за результат.
Очень важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребёнка чувство ответственности. Воспитатель даёт общее поручение для 5-6 чел. (Перенести игрушки с участка в помещение или наоборот.) Дети должны уметь согласовывать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценивать качество выполнения. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно продумывать организацию своего труда, последовательность выполняемых поручений. Воспитатель может тактично помочь советом, подсказкой, при этом обязательно показать, что ребёнок и сам в состоянии подумать, как будет выполнить поручение – с чего начать и т. д. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведения дела до конца. Особенно высоко оценивается:
- проявление творчества
- выдумки
- желание доставить радость другим.
Дежурства.
Дежурство –предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурства как форма организации труда детей была впервые исследована З.Н. Борисовой в 1953г. Автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.
Дежурства бывают:
-по столовой
- в уголке природы
- по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами)
Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь няне, когда она накрывает столы к еде. Сначала воспитатель «дежурит» с 2-3 детьми и каждому даёт одно поручение. (начиная с 3х лет дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи, накрыть на стол.) Затем задание усложняется;
- один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы
- другой раскладывает ложки; и т.д.
Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка, доставить своим трудом радость другим детям, поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех.
Дежурство по подготовке к занятиям.
Это дежурство требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:
- рисовании карандашами
- красками
- при лепке
- конструировании
- аппликации.
Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте.
Дежурство в уголке живой природы:
Должно быть организованно так, чтобы в течении всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. (Л.Г. Нисканец) (покормить рыбок, полить цветы, убрать клетку попугая и т.д.). Желательно, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно «поговорить с животными, с рыбками и с растениями». Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд.
Продолжительность дежурства бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.
Общий, совместный, коллективный труд.
Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов. Переходим к более сложной форме – общему, коллективному, совместному труду. Эта форма организации исследовалась Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайковой.
Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретённые трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую-то часть работы самостоятельно.
Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания 2м детям – каждый выполняет его отдельно.
Общий труд вводиться в средней группе.
Совместный труд, вводиться в старшей и подготовительной группах.
Совместный труд - предлагает взаимодействие детей, зависимость каждого – от – темпа, качества, работы других.
Цель – как и в общем труде единая, Р.С. Буре предлагает распределять детей по звеньям. Каждое звено имеет своё трудовое задание, а в нутрии звена дети работают цепочкой (один моет, другой протирает, третий ставит на место и т.д.). Качество и скорость работы одного ребёнка влияют на те же показатели другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. Дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.
Коллективный труд.
Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:
- договариваются о разделении труда
- помогают друг другу (в случае необходимости)
- болеют за качество общей, совместной работы.
При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.
Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.
Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд воспитывает:
- чувство локтя
- защищённость
- взаимопонимание
- создаёт положительный эмоциональный настрой, то, что А.С. Макаренко называл мажором в коллективе.
Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе.
Объединяет общий, совместный, коллективный труд:
- общественно направленная цель детской деятельности
- результат труда – всегда является польза для всех
- уборка помещения;
- Участка.
- оформление групповой комнаты к празднику,
Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.
Средства трудового воспитания дошкольников.
В раздел входят:
- собственная трудовая деятельность
- ознакомление с трудом взрослых
- художественные средства.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
Существует несколько разных подходов к ознакомлению детей с трудом взрослых.
Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт)
– ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых
- рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых
Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.
Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Шахманова), полагают, что нужно знакомить дошкольников с
- человеком тружеником
- с его отношением к труду
- формировать представление, что профессия появляется в ответ на потребность людей (врач-лечит, учитель-учит)
Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.