Публикации
2023-09-28 10:09 2022 (№ 32-43)

Шишкина Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТЕМЕ «А.КУПРИН «СЛОН» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Библиографическое описание:
Шишкина Н.А. Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.Куприн «Слон» в соответствии с требованиями ФГОС // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.

Класс: 3 класс

УМК: Образовательная система «Школа России»

Образовательные ресурсы: портреты А.И.Куприна, иллюстрация слона; карточки для словарной работы; план для краткого пересказа; ноутбук; карточки с текстом. Электронное приложение к учебнику литературное чтение 3 класс

http://catalog.prosv.ru/item/21848

www.centerоkо.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

https://www.1urоk.ru/categоries/21/articles/16266

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс, автор Л. Ф. Климанова

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель урока: познакомить учеников с рассказом Куприна «Слон». Создать условия для формирования читательской грамотности, применяя творческие задания, разнообразные приёмы, развивать речь у обучающихся; развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям связную речь, отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

Личностные:

Самоорганизация

самоопределение

Регулятивные:

саморегуляция

Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоционально – комфортную обстановку для работы на уроке.

Учитель:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас на экскурсию в зоопарк, а к кому мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Он большой и очень сильный, Очень мощный и красивый.

Всем знаком в Саванне он,

Кто же это?

(Слон)

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1.Работа с крылатыми выражениями.

Учитель: Ребята, а кто знает, что означает когда мы говорим:

Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон в посудной лавке – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

2.Предварительная беседа.

Учитель: Давайте изучим иллюстрацию, на которой изображен слон. Что вы можете сказать об этом животном?

* Какой он? (Слоны - это крупные животные)

* Каков их рост? (Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн.)

* Чем питаются слоны?

(Питаются слоны травами, листьями, плодами)

*Где живут? (Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.) *А для чего слонам хобот?

(Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку).

Учитель: Оказывается слоны могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Они запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

- Вспомните зачем и почему животных заносят в красную книгу? (Слон считается вымирающим редким видом животных)

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, какую роль выполняет хобот слона.

Восприятие информации

Определение темы цели урока

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Учитель: У одного мудреца спросили: что важнее- богатство или слава?

Как вы думаете, что ответил мудрец?

Учитель: к этой притче мы вернемся в конце урока, чтобы правильно ответить на вопрос мудреца, будьте внимательны на уроке и ищите подсказки.

Учитель: С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон»).

Учитель: Какое настроение у вас было после прочтения текста? С помощью чего автору удалось создать такое настроение? Чем болела девочка? (зачитывают из текста)

Меняется ли настроение девочки в ходе рассказа?

Учитель: Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (основная мысль произведения)

Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? – цель урока.

Учитель: Тема урока А.И.Куприн «Слон»

Учитель:

Цель: поработать над содержанием текста, дать характеристику героям.

Определить главный замысел автора.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Мы будем размышлять, продолжите… (читать, работать с текстом, рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

Учитель: Какие знания нам в этом помогут?

(Знание характеристики героев, знание текста, биография писателя, сравнение их поступков и т.д.)

Отвечают на вопросы учителя

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Прогнозируют результат работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

Выражение своих чувств, мыслей.

Анализ текста

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учитель: Я вам предлагаю составить характеристику на одного из героев (папа, мама,немец, Томми)

Пользуясь учебником, выберите описание своего героя и запишите на листе согласно плану.

После выполнения работы дети представляют полученный результат

Как вывод можно сделать по каждому герою, выразите свое отношение героям

Для чего автор создал таких героев?

Отвечают на вопросы.

Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.

Оценка деятельности одноклассников по критериям..

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Физкультминутка для глаз

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

Выполняют действия в соответствии с текстом

(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.)

(Смотрят вверх.)

(Вытирают» лицо руками.)

(Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)

(Движения плечами.)

(Приседают, поморгать глазами.)

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

1.Проблемный анализ. Работа в группах.

Учитель: У вас в группах листы с пословицами, определите, какие пословицы отражают содержание текста. Не забываем обосновывать своё мнение

Примеры пословиц, которые могут выбрать дети из общего списка:

-Худого ребенка еще больше жаль.

-У ребенка болит пальчик, а у матери – сердце.

- Трудное не есть невозможное.

- Обещать легко, да не легко исполнить.

-Дитя худенько, а отцу, матери миленько.

- Человек без мечты, что птица без крыльев.

Учитель: Заполните в группе больничный лист для Нади и напишите рекомендации для неё.

Принятие учебной задачи.

Выбор капитана, секретаря и спикера группы.

Выполняют задания по карточкам в группе.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Формулируют вывод.

Итог урока. Рефлексия.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Учитель: Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Смогли добиться поставленной цели?

Смогли мы определить главный замысел автора?

Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии.

(Один ученик показывает презентацию и рассказывает о своей семье.)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли?

(Надо любить и беречь своих родных, свою семью).

Учитель: А теперь вернемся к притче: Что все –таки важнее?

Учитель выслушивает ответы детей.

Учитель: да, мы дали характеристику героям, поработали над содержанием.

Учитель: исполнение желания-это лучшее лекарство!

Помогать друг другу, больше уделять внимание, прислушиваться к просьбам и желаниям близких нам людей

Выберите листок нужного цвета:

Зеленый- все удалось,

Желтый –было интересно, но сложно,

Красный- было сложно, в выполнении заданий участия не принимал.

Ответьте на вопросы и приклейте свой листок на общий лист в группе.

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои знания.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Ребята выставляют оценки.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1. Составьте продолжение произведения.

Подготовьте план текста.

2. Найти и прочитать другие произведения Куприна.

3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.



Список использованной литературы

1. Учебник “Литературное чтение” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.Просвещение, – М., 2014.

2. Интернет ресурсы.

3. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2636769-kakie-podojdut-poslovicy-k-rasskazu-kuprina-slon.html

4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2014.