Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Розой Евгеньевной Левиной. Используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи:
1. Системное недоразвитие речи легкой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
· нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер;
· фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;
· словарный запас ограничен;
· доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно;
· в произвольной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы;
· в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;
· имеется нерезко выраженная дисграфия, дислексия.
2. Системное недоразвитие речи средней степени
Характеризуется следующими проявлениями:
• полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков)
нарушение звукопроизношения;
· недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
· словарный запас беден;
· аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);
· нарушение сложных форм словообразования;
· недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий);
· выраженная дислексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи тяжелой степени
Характеризуется следующими проявлениями:
· полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);
· грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);
· словарный запас ограничен бытом и ближайшим окружением (до 50 слов);
· выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;
· не сформированы процессы словообразования;
· отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие;
· грубое нарушение понимания речи;
· нарушение формирования навыков письменной речи или алексия, аграфия.
В ходе работы по устранению недостатков речи целесообразно использовать методику подгрупповой и индивидуальной коррекции. Диагностику целесообразно проводить на индивидуальных занятиях.
В процессе исследований мы используем диагностические и речевые карты.
1) Обследование детей с легкой степенью умственной отсталости проходит по речевым картам по следующим направлениям:
1. Особенности строения артикуляционного аппарата.
2. Состояние артикуляционной, общей моторики.
3. Состояние звукопроизношения.
4. Словарный запас.
5. Грамматический строй речи.
6. Связная речь.
7. Характеристика школьных навыков.
8. Особенности учебной деятельности.
2) Обследование детей с ТМНР проходит по диагностическим картам, владеющих и не владеющих вербальной речью по следующим направлениям:
1. Для детей, владеющих вербальной речью:
- Импрессивная речь, экспрессивная речь,
- Коммуникация с использованием вербальных средств,
- Чтение и письмо.
2. Для детей, не владеющих вербальной речью:
- Основы коммуникации,
- Коммуникация с использованием невербальных средств,
- Импрессивная речь, экспрессивная речь.
По результатам диагностики определяются основные направления коррекционной работы.
Основные направления работы.
У детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Формирование речи как системы должно проводиться последовательно с соблюдением этапов, принципа системности и плавного перехода «от простого к сложному» с учётом характера нарушений речи, а не только над каким - то одним изолированным дефектом.
Направления работы:
1. Формирование понимания и использования вербальных и невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.
· вербальные компоненты коммуникации: звуки, слова, предложения
· невербальные (альтернативные) компоненты коммуникации: движения собственного тела, взгляд, жесты, мимика, таблицы, книги, электронные устройства, графические символы или картинки, звучащие предметы. В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установлению эмоционального и зрительного контакта, умения слушать обращенную речь, реагированию на собственное имя, приветствие собеседника. Учим отвечать на вопросы. Задавать вопросы предложением. Поддерживать диалог на заданную тему. Прощаться с собеседником. Понимать простые и сложные инструкции. Ведущим способом обучения является совместная деятельность и подражание.
На этом этапе можно использовать:
• Игры, стимулирующие потребность к общению,
установлению эмоционального и зрительного контакта, умение слушать обращенную речь: «Найди свою игрушку», «Спрячь игрушку», «Веселый – грустный»
• Игры на развитие внимания, подражания и усвоения действий по образцу, подражание движениям и речи взрослого с использованием жестов: «Слово и действие», «Дай – на», «Ладушки», «Бабочка летит», «Машины едут по дороге».
• Игры, направленные на развитие умения соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением, слушать обращенную речь, понимать инструкцию, отвечать на вопросы: «Покажи предмет», «Найди по описанию (картинке)», «Веселые загадки». Логопед может попросить ребенка выполнить действия, состоящие из нескольких этапов - инструкций: «Пойди, достань, принеси мне», «Выйди и закрой», «Где мяч? Дай мне мяч».
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование и развитие связной речи. Учим ребенка называть собственное имя, имена членов семьи, учащихся и педагогов класса. Понимать, называть слова, обозначающие: предмет, действия предмета, признак предмета (цвет, величина, форма и др.); признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.); признак (я, он, мой, твой и др.); число, количество предметов (пять, второй и др.); понимать взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.), называть (употреблять) простые и сложные предложения. При этом можно использовать графический и (или) предметный символ. Учим отвечать на вопросы по содержанию текста, составлять рассказ по последовательно продемонстрированным действиям, по одной сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, о прошедших, планируемых событиях, о себе. Пересказывать текст по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки).
На данном этапе работе можно использовать игры и упражнения:
• Игра «Покажи (назови) предмет», «Отгадай загадку – покажи
отгадку», «Соберем в корзину фрукты», «Для чего предмет?», «Что в баночке лежит?»
• Игры, направленные на изучение свойств предмета: «Какой? Какая? Какое?», «Съедобное – несъедобное», «Где красный, синий, зеленый?», «Где большая - маленькая?» и т.д.
• Игры на определение действия предмета: «Что делает?», «Выполняй команды». Происходит уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.
• Игры на определение состояния предмета: «Определи состояние» (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно), «Как звучит предмет?». Можно поработать с сюжетными картинками – карточками из серии «Уроки поведения для малышей» и разобрать ситуации.
• Игры на понимание, правильное употребление местоимений в речи (я, он, мой, твой): «Чей, чья, чье?», «Где твой – где мой?», «У кого?», «У меня что? кто?»
• Игры на определение числа и количества предметов (пять, второй): «Сколько?», «Посчитай предметы», «Покажи в ряду предмет», «Один - Много»
• Игры, направленные на изучение правильного употребления предлогов в речи, взаимосвязи слов в предложении (в, на, под, из, из-за): «Предлоги», «Кто где?». Можно использовать картинки – нелепицы.
• Игра «Рассказ» - составление рассказа по последовательным действиям, по одной и серии сюжетных картинок, о прошедших, планируемых событиях, о себе. Можно предложить детям выполнение таких упражнений: составь предложение, придумай рассказ, составь рассказ от имени одного из героев.
• Игра «Пересказ» - пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки).
3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики, выработку амплитуды движений губ, нижней челюсти и языка. Педагог использует упражнения артикуляционной гимнастики. Для развития изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами можно использовать игры - шнуровки, завязывать узлы, наматывать нитку на катушку, играть с прищепками, горошинами, скрепками, счетными палочками. Мозаика, лепка, штриховка, рисование по пунктиру так же способствует развитию мелкой моторики. Применяем пальчиковые игры, массаж пальцев.
Игры и упражнения:
· Игры «Колечко», «Лесенка», «Поймай шар», «Баночки с пуговицами», «Бусы для Кати», «Подбери крышку», катание игольчатого шарика.
· Игры с сыпучими веществами, песком и водой: пересыпание крупы пальцами, переминание, рисование на манке букв. Игры «Что сыпется, что нет?», «Следы на песке», «Куличи», «Налей воду в ведерки», Ловим рыбу».
· Игры на общую моторику: «Лови – бросай», игры – имитации «Прыгай как зайка», «Косолапый мишка», «Я стираю», «Веселый поезд» и др.
4. Формирование фонематического слуха, развитие функций голоса и речевого дыхания.
· Игры, на развитие умения узнавать неречевые и речевые звуки: «Что звучит?», «Как я» (хлопай – топай). «Кто позвал?», «Звуки улицы», «Звуки дома», «Внимательные ушки» (тихо – громко), «Эхо: я тихо – ты громко». «Кто сказал «му?»», «Кто как голос подает?».
· Игры на развитие целенаправленного ротового выдоха: «Футбол», «Паровозик гудит», «Прокати карандаш», «Фокус», «Музыкальный пузырек», надувание воздушного шарика, игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.
· Игры на развитие фонематического анализа и синтеза, определение места звука (буквы) в слове, называние слов с данной буквой (звуком): «Сколько звуков в слове?», «Назови гласные звуки?», «Сколько в слове слогов?», «Подбери по картинке слова, подходящие к схеме». Логопед может предложить ребенку задание по различению на слух слов, близких по звуковому составу (бочка – почка, мишка – миска).
5. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Перечень игр для развития речевого подражания:
· Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре (комарик звенит – зззззз, пчела жужжит – жжжжж)
· Повторение аморфных слов – слова – звукоподражания, слова – слоги, имеющие собственное смысловое значение (подражания голосам животных, звукам музыкальных инструментов, транспортным шумам).
· Игры на автоматизацию, дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях: повтори слова, чистоговорки, пословицы и поговорки, предложения с заданным звуком, закончи предложение с опорой на картинки, добавь слова с заданным звуком, назови все слова с заданным звуком из стихотворения и т.д.
6. Формирование психологической базы речи.
Раздел включает в себя развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно - волевой сферах.
В данном разделе можно использовать игры и упражнения на классификацию предметов: «Разложи предметы», «Четвертый лишний», аналогии – закономерности: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнив ряду букв заданную букву». Можно использовать в коррекционной работе кубики, пазлы, тематическое лото, домино.
7. Формирование графомоторных навыков.
Раздел включает формирование умения изображать предметный рисунок, дорисовывать изображения, штриховать, обводить по контуру, знакомство с написанием букв, дифференциацию понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза. На данном этапе можно использовать игры и упражнения:
· Обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывание рисунков.
· Написание элементов букв, узоров по клеточкам – графические диктанты, «письмо» букв с помощью трафаретов,
· Игры «Найди и закрой букву» (буквы, слоги, слова). «Лепим букву», «Чудо алфавит», «Школа» и др.
8. Развитие диалогической и монологической форм речи.
Раздел включает развитие навыков диалогической и монологической речи, обучение эмоциональному проговариванию фразы. На занятиях логопед может использовать следующие методы и приемы:
§ Беседа.
§ Чтение литературных произведений.
§ Создание речевых ситуаций, направленных на формирование навыков составления диалога.
· Игры «Что в мешочке?», «Спроси у меня», «Снежный ком»
· Игры по ролям «Садовник», «В гостях у сказки», «Как тебя зовут?», «Хорошо – плохо».
· Игры – сюжеты «Семья», «Зимние забавы», «Игры на детской площадке».
· Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета.
· Рассказы – описания по одной и серии сюжетных картин, придумывание предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам): «Спасаем мяч», «Шар улетел», «Кто больше увидит?», «Кто лучше запомнил?», «Кто самый внимательный?»
Программа логопедической работы зависит от степени тяжести системного недоразвития речи. Детям с СНР 1 степени проводят различные упражнения на активизацию самостоятельного мышления и речевой деятельности. При СНР средней и тяжелой степени тяжести комплексно развивают речевую активность и понимание речи. Отдельно работают над улучшением лексико - грамматических основ языка и экспрессивного общения. Дополнительные упражнения по коррекции произношения звуков и их комбинаций показаны каждому ребенку. Помимо упражнений на фонетику, грамматику и лексику, проводят корректирующие занятия для улучшения восприятия речи, развития минимальных навыков письма и чтения.