Кудряшова Т.А. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПРОПУСКА БУКВ В СЛОВАХ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Библиографическое описание: Кудряшова Т.А. Упражнения для профилактики и коррекции пропуска букв в словах у учащихся младшего школьного возраста // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Пропуск букв- одна из главных проблем правописания у учащихся. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить несколько основных. Как правило, это случается потому, что:
- ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным;
- недостаточно развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза;
- недостаточно сформирован навык самоконтроля при написании слов.
Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. К счастью, все эти проблемы успешно решаются.
Практический материал (виды упражнений)
1. Игры с мячом.
а) Учитель бросает мяч, называет слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов (букв) в предложенных словах.
б) Учитель бросает мяч, называет цифру. Поймавший придумывает слово с этим количеством звуков или букв или слогов.
в) Игра “Стучалочка”.
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу
У каждого ребёнка маленький мяч. Учитель произносит слово по звукам, отстукивая кулаком по мячу (кот-К (удар) о (удар) т (удар). Дети повторяют индивидуально и хорм, затем для каждого даётся картинка, название которой ребёнок произносит по слогам, сопровождая ударами по мячу.
г) Игра с перебрасыванием мяча.
Мяч лови и мяч бросай,
Сколько звуков, называй.
Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
2. Работа с кассой букв.
· из букв дети складывают слово,
· определить, сколько букв понадобилось для его записи, назвать 3-ю букву, 1-ю, последнюю букву,
· прочитать и запомнить слово,
· письмо слова по памяти,
· проверка написания,
· письмо слова со слуха.
Проверка:
· проговаривание произнесения слова по звукам,
· счет произнесенных звуков,
· соответствие в слове числа написанных букв, произнесенным звукам.
3. Составь слова из данных букв.
· Б, у, с, п, р
· К, т, о, л, я
· О, с, а, к
4. Заполни таблицу (образец для буквенно-звукового анализа)
Слова
Количество букв
Количество звуков
Ум
Дом
Лилия
5. Игра “Какой звук заблудился?”
Неизвестно, как случилось,
Двери гонятся за мной! (звери)
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!” (жук)
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело... (булку)
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Сели в ложку -и айда!
По реке туда-сюда! (лодку)
На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (кочкам)
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке. (маки)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Забодал меня котёл,
На него я очень зол. (козёл)
6. Игра “Отстукивание слогов”.
Каждому ребенку предлагается слово, которое он должен прохлопать или отстучать столько раз, сколько слогов и букв в данном слове.
7. Игра “Какой новый звук появился?”
Написать звук, который появился, отметить в слове.
· Каска-краска (р-02),
· ролик-кролик (к-1),
· кошка-крошка (р-2).
8. Логогрифы.
1. С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким - сам звеню на просторе. (Колос-голос.)
2. С глухим траву она срезает, со звонким - и листочки объедает. (Коса-коза.)
3. Со звонким - как огонь горячий, с глухим в начале – круги, как мячик. (Жар-шар.)
4. Со звонким мы в нём обитаем, с глухим согласным мы его читаем. (Дом-том.)
9. Работа с цифровым рядом.
Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками на столе цифровые ряды от 1 до 10 или записаны в тетради у каждого ребёнка. Даётся задание найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место звука р в словах: бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).
10. Игра “Поставить на своё место”.
Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить Ъ и Ь разделительные, забыл. Коле надо помочь.
с...езд
Ъ Ь
счаст...е
Ъ Ь
об...явление
Ъ Ь
л...ётся
Ъ Ь
обез...яна
Ъ Ь
с...ёмка
Ъ Ь
в...ётся
Ъ Ь
с...экономить
Ъ Ь
11. Диктант слов, где идут в определённой последовательности.
а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса----
б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а (л-с-)
в) записать слова чёрточками, прописывая окончания (суффиксы). Лиса---а, здоровый------ый, травка----к-.
13. Запись слов простым карандашом, а учитель ставит отметки на полях. Ученик должен найти ошибку, стереть ластиком и правильно написать слово.
14. Назовите картинки, подчеркните цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинок: стол 1234567.
15. Нарисуй картинки, в названии которых три (четыре) звука.
16. Записать только гласные из слов:
Выписать только начальные ударные гласные
игры (и), эхо (э), утка (у).
- Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:
дом (о), рак (а), дым (ы).
- Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной:
сахар (а-а), мука (у-а), дома (о-а).
- Запись словарных слов: корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).
17. Цифровой диктант.
- Слова записываются цифрами, обозначающими количество букв в словах. Диктант можно записать яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить “ зашифрованную” запись, активизировав тем самым память детей.
Море, рак, сумка-4, 3, 5.
- Записать цифрой, обозначающей количество слогов в слове:
мак (1), маки (2), маковка (3).
18. Игра “ Телеграф”
Учитель называет слова, а дети передают их в другой город, произнося их по звукам: барабан (б, а, р, а, б, а, н).
19. Заполни таблицу.
Кол-во букв
Кол-во звуков
Слова
2
3
3
3
4
3
20. Нарисуйте картинки и зачеркните цифру, соответствующую количеству слогов (букв, звуков) в названии картинок.
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
21. Прочитайте стихотворения (текст). Напишите над словами цифры, соответствующие количеству слогов (букв) в каждом слове.
2-4
2-4
2-6
2-6
Наша Таня громко плачет...
22. Анаграммы.
1.
Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но ты прочти меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
2.
Лежу я на земле, прибитая к железу,
Но буквы переставь - в кастрюлю я полезу.
3.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты свалишь.
4.
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы:
Мои колёса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я взлетела б с треском
В небесной тишине.
5.
Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу летом в зной,
Но если буквы переставить,
Футбольный мяч надуешь мной.
23. Игра “Спрятанная буква”.
Выс...та
ВысОкий
Р...звиться
Резвый
Укр...плять
КрЕпкий
Об...дрять
Бодрый
Осл...пить
СлЕпнуть
Угр...жать
УгрОза
Руб...жи
РубЕж
24. Разгадывание различных кроссвордов.
1. Два братца через коромысло повисли, в речку глядят, пить хотят. (Ве...-ведро.)
2. Ночью люди спят,
а он сторожит.
Не лает, не кусает,
Воров всех поймает. (Сторо...- сторожи.)
3. Скатерть бела
Всю землю одела. (Сне...-снега.)
4. Ходит с края на край,
Режет чёрный каравай. (Но...-ножи.)
5. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холо...-холода.)
6. Рукавом махнул, дерева нагнул. (Вете...-ветры.)
7. Летом вырастает, осенью опадает. (Лис...-листья.)
8. Что за птица, любит за плугом ходить и накормиться? (Гра...-грачи.)
1. В е дра
2. Сторо ж
3. Сн е г
4. Но ж
5. Х о лод
6. в етер
7. Л и ст
8. Гра ч
25. Игра “Кто быстрее исправит ошибки?”
На доске два текста, равные по количеству слов и ошибок. Задача участников-соперников как можно быстрее найти и исправить все ошибки.
26. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
· ра ма по ра
· ра на ко ра
27. Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (твёрд. согл.), зелёного (мягк. согл.), красного (гласн.). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
28. Игра “Живые буквы”.
Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).
29. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.
30. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам-пушистая, рыжая,хитрая... (лиса).
- Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя.)
- Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукиваю два слога, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
- Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
· а а а о о о о а
· рак ра ма мо ло ко о са
- Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки.
Литература.
1. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. Журнал “Начальная школа”, 1997, №2
2. Кылосова О. Н. Хочу писать правильно! Пермь, 2006.
3. Окулова Г. Е. Занимательная фонетика. Оса, 1997.
4. Майорова А. Путешествие по стране “Фонетика” журнал “Просвещение”, 2001, №8.