Публикации
2023-11-24 11:39 2023

Хусаинова А.Р. РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографическое описание:
Хусаинова А.Р. РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

Введение

«…побеждают те, кто инвестировал в Soft Skills…»

Герман Греф, председатель правления Сбербанка России.

Актуальность. Современное общество со всеми социально-экономическими и политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.

Цель работы: определить оптимальные методические подходы к формированию soft skills в начальной школе.

Задачи:

1) рассмотреть понятие «soft skills»;

2) изучить связь soft skills и педагогики;

3) проанализировать реализацию soft skills в МАОУ СОШ №7 г. Туймазы;

4) составить методические рекомендации по формированию soft skills в начальной школе.

Для достижения результата в данном исследовании были использованы следующие методы:

1) теоретические – метод анализа, сравнения, синтеза, метод классификации;

2) эмпирические – наблюдение.

База исследования: МАОУ СОШ №7 г. Туймазы.

Теоретическая база – работы таких ученых, как А.Г. Асмолов (разработка Федерального государственного образовательного стандарта); А.И. Ивонина, Д. Татаурщикова, О. Сосницкая, О.Л. Чуланова и Т.А. Яркова (исследования в рамках формирования и развития soft skills); Г.А. Китайгородская, Х.Й. Лийметс.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблеме формирования и развития soft skills обучающихся начальной школы, а также на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, глоссария.

Глава 1 Теоретические основы формирования soft skills

1.1 Развитие в области soft skills. Понятие «soft skills»

Сейчас о soft skills говорят очень много. Притом эти навыки не изобрели вчера или даже сто лет назад, раньше не использовалось само понятие soft skills, но только в прошлом веке с быстрым развитием науки и промышленности начали их исследовать и изучать.

Первые подтвержденные упоминания термина пришли к нам от американских военных. В 60-е годы прошлого века они выяснили, что за успех в войне в большей части отвечает то, как руководят солдатами в бою. Но учебные программы не учили этому. Тогда все навыки, которые связаны с работой с физическими предметами, для простоты назвали hard, твёрдыми. А все сложно измеримые, непонятные сущности, существующие в голове человека - soft skills.

Исследования в этой области начались в США примерно в 1960 годы, и их немало. На Западе уже довольно давно публикуются работы и даже защищаются диссертации на эту тему. Вот несколько примеров, в журнале «Higher Education in Europe» ещё в 2008 году была опубликована статья, доказывающая, что гибкие навыки - столь же неотъемлемая часть профессиональных компетенций, как и жёсткие. Автор считает, что современное образование должно включать в себя и тренировку soft skills - чтобы выпускники соответствовали требованиям рынка труда. Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует включать в обучение развитие гибких навыков и включение их учебные планы.

Soft Skills (англ. «мягкие навыки») - то, что нельзя подтвердить дипломом. Это коммуникабельность, уравновешенность, креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать в нестандартных обстоятельствах. При прокачке этих навыков работает правое полушарие (творческое), желательно иметь высокий уровень EQ (эмоционального интеллекта).

Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций:

1. Комплексное многоуровневое решение проблем

Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного

2. Критическое мышление

Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.

3. Креативность

Творческое начало – это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его».

4. Лидерские навыки (умение управлять людьми)

Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда - чемпионаты». Управление людьми - это сложная наука о том, как лидерам нужно уметь принимать главные решения... нет, не просто о подчиненных, а о Людях. Как мотивировать команду обучающихся так, чтобы они бежали вприпрыжку на занятия, а не с занятия? Как уладить конфликты внутри команды? Знать ответы на все эти вопросы - и значит владеть навыками лидера.

5. Взаимодействие с людьми

Как важно умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора.

6. Эмоциональный интеллект

Это умение распознавать чужие эмоции демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

7. Формирование собственного мнения и принятие решений

Умение формулировать своё мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации.

8. Ориентированность

Умение ориентироваться в современном мире о обществе

9. Умение вести переговоры

10. Гибкость ума

Когнитивная гибкость - это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, также обдумывать несколько вещей одновременно.

Из этого списка видно, что одна половина навыков связана с умением общаться, договариваться, управлять и понимать людей, а другая половина связана со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, придумывать решение проблем, генерировать новые проекты и идеи.

Собственно, все эти навыки уже востребованы сейчас, а через несколько лет они станут еще популярнее. И вывод очень простой: акцент мира все больше смещается на самого Человека, его способности, его мозг, его масштабность и взаимодействие с другими людьми.

Одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны, является развитие гибких навыков XXI века.

По мнению В.В. Путина, конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills - «креативным, и плановым, и другими видами мышления».

Важно не только «думать по-современному», но и «накапливать знания из совершенно разных областей науки», уметь их комбинировать и эффективно применять для решения необходимых задач.

1.2 Как связаны soft skills и педагогика?

Личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мария Монтессори, создатель авторской системы природосообразного образования, которая активно развивается во всем мире и в XXI веке, одна из первых обозначила подготовленного педагога как самую существенную часть качественной образовательной, развивающей детей среды. В своих работах Монтессори не раз отмечала, что педагог - это модель мира для ребенка. То есть важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим обучающимся и в какой среде они будут в итоге расти.

На первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество. Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills важно понимать: каким ждет ребенка современный мир, с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, будет сильно отличаться от того, к чему мы привыкли.

Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам:

Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение «переговоров», проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления. Это то, что, прежде всего, собираются ввести в профессиональный экзамен, который придет на смену аттестации. И это то, что сейчас оценивается в профессиональных премиях.

Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.

Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Умение управлять собой. Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

Глава 2. Практические подходы к формированию soft skills обучающихся начальной школы

2.1 Реализация soft skills в МАОУ СОШ №7 г. Туймазы

Разбираясь в тонкостях «гибких» навыков можно предположить, что Soft Skills являлись прототипом федеральных стандартов, развивались одновременно в разных областях. Судите сами (я остановлюсь на тех навыках и педагогических технологиях, которые я уже развиваю и применяю в своей урочной и внеурочной работе).

Ролевые игры и моделирование жизненных ситуаций, например, инструктаж по ТБ – как вести себя на льду; как вести себя в определённых общественных местах при ситуации с COVID-19, учить детей использовать и считывать «язык тела» (мимику, жесты), находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности.

Уже в начальной школе учу детейсобирать информацию(в частности, при работе над проектами) и вообще работать с ней: фиксировать информацию, представлять её в наглядном и понятном виде (метод моделирования условия использую при решении задач, графическом обозначении орфограмм, при работе с текстом), а также уметь передать другим без искажений и упущений. Это позволяет развивать у учеников начальной школы универсальные учебные действия.

Метод моделирования в младшем школьном возрасте делает учебную деятельность более осмысленной, приближает учащихся к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. Моделирование позволяет учащимся переходить от словесной модели (текста) к мысленной модели (представлению ситуации), а от неё - к знаково-символической модели (записи символов).

Умение распознавать, выражать, говорить и регулировать эмоции, умение замечать и вовремя использовать эмоции для того, чтобы, например, придумать нечто новое и включать в рутинную работу.

Критериальное оценивание - это мощнейший рычаг к повышению качества образования.

Оценка относительна. Она не всегда понятна учащимся, родителям и педагогам. Оценки не дают представлений об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы. Оценка не мотивирует к обучению, а превращается в некий «кнут».

Критериальное оценивание призвано формировать положительную мотивацию, поддерживать успешность школьника, снижать тревожность, позволяет определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса. Дифференцируется значимость оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности. Отслеживается эффективность изучения учебной программы. Оцениваться может только то, чему учу, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей. Ученик получает возможность сравнения собственных достижений с эталоном.

Критериальное оценивание позволяет контролировать саморазвитие ребенка, ставить собственные цели и задачи. Обеспечивается обратная связь между учителем, учеником и родителями, прозрачность и объективность отметок. При полноценном построении модели критериального оценивания в образовательной организации каждый школьник может получить право на свою индивидуальную образовательную траекторию, ее коррекцию, личный темп изучения учебного материала.

В условиях оценочной системы нет возможности полноценно перейти на критериальное оценивание. В идеале формативное (формирующее/текущее оценивание призвано давать обратную связь по ходу обучения, помогать всем участникам учебного процесса скорректировать и спланировать свою работу. Констатирующее (итоговое) оценивание, проводимое в конце темы, четверти, дает возможность ученикам показать, чему они научились и дает заключительное суждение о степени усвоения материала.

Критериальное оценивание отличается от традиционного еще и тем, что критерии суммируются при подведении итогов, а у традиционной оценки есть некий максимум, от которого за допущенные ошибки баллы отнимаются. А это далеко не мотивация. Такой вид оценивания можно применять не только к предметным знаниям, но и к личностным и метапредметным достижениям учеников. Хорошо оценивать умение работать в команде, коммуникативные и поведенческие навыки, внимательное прочтение заданий, старательность, трудолюбие и многое другое. Но самое важное – научить детей оценивать свои и другие работы в соответствии с четкими критериями, понятными всем участникам образовательного процесса. Ведь «глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». У. Джеймс.

Цифровизация образовательного процесса значительно усиливает обратную связь с учениками и родителями. Работа в образовательных онлайн - ресурсах таких как Я-класс, Учи. ру, Яндекс. Учебник, Фоксфорд позволяет комментировать выполнение конкретных видов заданий, давать рекомендации по устранению пробелов в знаниях.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами формирования навыков Soft Skills в рамках современных педагогических технологий являются дидактические игры.

Дидактические игры аккумулируют множество целей и технологий, разжигает умственную активность детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к познанию. Вот некоторые из них, используемые мною: «Мозговой штурм», «Создание викторины», «Крестики-нолики», «Уголки», «Буквоед», «Лото», «Китайская грамота», «Правда-ложь» и т.д.

Мотивация и самомотивация — основа любой деятельности. Только мотивированный ребенок может быть успешен в образовательном процессе. Роль «мотиватора» младшего школьника исключительно у педагога и родителей, поскольку детям трудно сосредоточиться на монотонной тяжелой умственной работе. В ход идет все: эмоции, ролевые игры, импровизация, сказочные путешествия, дидактические игры, жетоны за разные виды работ на уроке, которые в дальнейшем можно обменять на оценки; листы достижений и т.п.

Кроме того, развитие мягких навыков проходит с помощью проектной деятельности как в индивидуальном, так и в команде. Это позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

Внеурочная деятельность – благоприятная среда для формирования Soft skills. В процессе обучения педагог должен сделать так, чтобы не только один ученик, но и вся команда добилась цели. Развивать способности работать в команде можно посредством командных мероприятий (игры, постановка спектакля).

2.2 Методические рекомендации по формированию soft skills в начальной школе

Навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.

Таким образом, мною были составлены методические рекомендации по формированию soft skills в начальной школе.

Общие правила развития soft skills:

1) Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.

2) Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

3) Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.

4) Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.

5) Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.

6) Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.

7) Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

8) Тренинги развития - наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

9) Все, что обозначено мы можем адаптировать к детям, развивая у себя такую компетенцию soft skills, как креативность.

Сложность развитии навыков зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами).

Универсальные рекомендаций по развитию soft skills:

1. Сначала выберите группу навыков (или даже конкретный навык), который хотите развивать, и целенаправленно ищите информацию о нем.

2. Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь. Просто чтение книг не поможет.

3. Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.

Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).

Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на других» (цель конкретная).

1. Начинайте с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед одноклассниками или коллегами, а не с крупной научной конференции.

2. Сложные задачи делите на несколько этапов и идите по составленному плану.

Что мешает развиваться?

1) Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы. Отсутствие готовности что-то менять.

3) Делание только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты.

4) Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах. Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий.

Когда происходит развитие?

1) Вы стремитесь развиваться, получать новый опыт, профессионально расти. У вас есть представление о целях своего развития и конкретный план развития.

3) Вы готовы выйти из «зоны комфорта». Вы анализируете свои действия и их результаты, ищете причины успехов и неудач именно в своих действиях.

5) Вы стремитесь получать обратную связь об успешности ваших действий.

Заключение

На современном этапе развития общества ощутима острая нехватка профессионалов с хорошо развитыми гибкими навыками, которые формируются еще в школе. Под "soft skills" понимают те умения, навыки и компетенции, которые необходимы обучающемуся для общения, взаимодействия не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Используемые мною методики педагогически эффективны, так как они дают возможность реальной организации сотрудничества детей и педагога, в решении поставленных целей и задач обучения путем вовлечения всех без исключения обучающихся в процесс, а также создать условия для развития мышления и речи обучающихся.

Таким образом, применение данных форм организации занятий помогает мне создать необходимые условия для развития у детей умений самостоятельно и творчески мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, формируют умение слушать других и высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, то есть являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, оказывают большое влияние на развитие столь значимых в современной мире SOFT SKILLS.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик, проектная деятельность учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности

Главная цель педагога сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире.

Главное современное направление педагогики - развитие в детях креативности, самостоятельности, критического мышления, умение изменяться, подстраиваться, ориентироваться в современном мире.

Список информационных источников

1. Что такое soft skills URL: https://enjoy-job.ru/edu/business-edu/chto-takoe-hard-soft-skills/ (Дата обращения 11.02.2022 г)

2. Soft Skills - Развитие мягких навыков у детей URL: https://oysterkit.ru/soft-skills (Дата обращения 15.02.2022 г)

3. Примеры софт скиллс и зачем они нужны URL: https://www.jcat.ru/job_vaca ncy/blog/chto-takoe-soft-skills/ (Дата обращения 23.02.2022 г)

4. Soft skills URL: https://annatubten.livejournal.com/555062.html (дата обращения 28.02.2022 г)

Глоссарий

Soft skills (англ. «мягкие навыки») - связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом.

Навык - способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.

Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Креативность - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Коммуникация - сообщение, передача, делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать.

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Когнитивность, познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Команда - это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.