Публикации
2023-10-06 09:58 2022 (№ 32-43)

Тереня Л.М. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Тереня Л.М. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-2.pdf.

Обучение родному языку в коррекционной школе осуществляется в разнообразных видах деятельности учащихся в ходе уроков по разным предметам. Однако урокам речевой практики принадлежит в этом особая роль, так как именно в процессе их проведения решается целый комплекс речевых задач, направленных на освоение школьниками с интеллектуальным недоразвитием навыков и умений коммуникативного общения.

Некоторые ученики с интеллектуальным недоразвитием не могут в правильной последовательности расположить серию сюжетных картинок, так как не улавливают поэтапность изображённых событий. Поэтому сначала нужно озвучить текст, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие его содержание. Учитель должен помочь разложить картинки в правильной последовательности. Надо научить их раскладывать картинки слева направо. С этой целью слева от ребёнка можно положить кубик или счётную палочку и объяснить, что первую картинку нужно положить рядом с кубиком или со счётной палочкой. Постепенно дети привыкают выкладывать картинки слева направо, не пользуясь вспомогательными средствами.

Учитель обращает внимание ребёнка на первую картинку. При этом обязательна инструкция: «Покажи первую картинку». Следующая инструкция: «Давай вспомним начало рассказа». Ученик должен внимательно рассмотреть первую картинку. Правильно поставленные вопросы помогут ему не только внимательно рассмотреть картинку, но и описать предметы, явления, изображённые на ней.

Целесообразно указывать под каждой картинкой, сколько вопросов к ней можно поставить. Можно и использовать и приём моделирования: под каждой картинкой выложить столько картонных полосок, сколько потребуется к ней вопросов.

Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Если вначале учитель с помощью вопросов направляет внимание учеников на процесс развёртывания действия, то затем они сами должны научиться выделять основные смысловые компоненты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются немеханически, а в процессе их активного использования при анализе сюжетов, действий, представленных в дидактическом материале.

Конкретные приёмы работы с сюжетными картинками, используемые при обучении связному описательно-повествовательному высказыванию.

Учитель раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем он читает рассказ, после чего каждому ребёнку даёт по одной картинке-эпизоду рассказа. Учитель повторяет рассказ, а дети должны показывать соответствующие картинки (игра «Не зевай, нужную картинку поднимай!»).

Учитель раздаёт школьникам предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Ученики должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

Учитель раздаёт детям по одной, начальной, картинке из каждой серии, а остальные перемешивает. Открывая картинки (по одной), он спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?». Каждый ребёнок должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная учителем. Получив все картинки, относящиеся к своей серии, дети должны разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Учитель читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их убирает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки в нужном порядке и повторить рассказ. В случае их затруднений задаёт наводящие вопросы.

На наборном полотне расставлены сюжетные картинки. Учитель задаёт детям вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные отношения.

Ученикам раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Учитель составляет план рассказа, в соответствии с которым учащиеся должны разложить картинки. После этого они составляют рассказ по картинкам.

Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Учитель начинает рассказ по первой картинке. Дети должны продолжить его по своим картинкам.

Ученики получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что на ней нарисовано. Один из детей в заключение даёт полный рассказ, опираясь на все картинки. После этого дети придумывают имена героям рассказа.

Каждый ученик получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и составить по ним рассказ.

Учащиеся рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

Получив серию картинок, школьники составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.

Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями.

Различные варианты составления рассказы формируют у школьников с интеллектуальным недоразвитием элементарное представление о композиции рассказа, развивают у них способность устанавливать логические связи при описании явления, события.

Библиографический список

1. Петрова В.Г. Развитии речи учащихся вспомогательной школы. – М.: 1997.

2.Смирнова Е.Ф. Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Дис. Канд. пед. наук –М., 1987.

3. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1995.