Образовательная цель: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; формировать понимание поэтической речи, развивать выразительное чтение, память, речь. Воспитывать эстетичные чувства от восприятия красоты зимней природы.
Формирование БУД:
Предметные: обучающиеся должны уметь читать сти хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворе нии; находить рифмующиеся слова.
Познавательные: общеучебные, планирование учебного сотрудничества постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тема: «Зима» И. Суриков
Оборудование: портрет И. Сурикова, картины «Зима», аудиозапись
Вивальди «Зима», словарное слово «пелена», простые карандаши.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
II Мотивация
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
III. Речевая разминка.
* За-за-за- на дворе уже зима,
Зе-зе-зе- приготовились к зиме
Зу-зу-зу- очень я люблю зиму.
* Прочитайте слоги в строчке с интонацией радости, печали, удивления, вопроса.
Бе, ру, ша, чу, ко, ли.
* Прочитайте слоги, постепенно понижая голос до шепота, повышая голос, начиная с шепота.
-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (унылое, спокойное).
IV. Сообщение темы урока.
а) -У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме. Очень много художников, поэтов, писателей пишут произведения о зиме. Вот и сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта И.Сурикова «Зима».
б) Знакомство с биографией И. Сурикова. (вывешиваю на доску портрет И. Сурикова, учитель рассказывает биографию).
в) – Как вы думаете, о чём это стихотворение? (о зиме)
- Вы часто гуляете на улице, а наблюдали ли вы, как падает снег? (медленно, плавно, кружась, летая)
- А кто был в зимнем лесу? Красив ли он? (ответы детей)
V. Первичное чтение стихотворения учителем.
- Сейчас я расскажу стихотворение «Зима» И. Сурикова, в котором поэт по-своему увидел зимний лес, снег, поле и его тоже что-то поразило. А вы постарайтесь мысленно, закрыв глаза, представить себе картины, которые увидел поэт и описал вам. (Учитель медленно, выразительно рассказывает, для фона включается аудиозапись Вивальди «Зима»)
- Что же поразило поэта? (наутро снегом всё покрыто: поле, лес принакрылся шапкой)
- Какие картины увидели вы? (снег тихо падает на землю, поле белое….)
- Очень хорошо!
VI. Чтение слов со сложной звуко-слоговой строй.
-Сейчас вы будете читать стихотворение И. Сурикова «Зима». В нём встретятся трудные слова. Прочитаем их отдельно. Когда будете читать стихотворение, читайте слова правильно. (на доске заранее написаны слова: принакрылся, забелело, непробудно)
-Ребята, прочитайте слово про себя (принакрылся).
-Прочитаем слово по слогам, все вместе. (при-нак-рыл-ся).
-А теперь читаем хором целым словом с правильным ударением. (остальные слова разбираем аналогично).
-Молодцы!
Словарная работа.
- Ребята, как вы понимаете слово пелена?
Пелена- сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон; кусок ткани, то, во что пеленают.
(Учитель объясняет значение слова с соблюдением методики проведения словарной работы).
VII. Чтение стихотворения детьми про себя.
-Откройте учебник на стр. 79.
- Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на слова, над которыми мы работали (отметьте их карандашом). Читайте их правильно, ставя ударение.
VIII. Физминутка.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
IX. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.
-А теперь давайте прочитаем вместе со мной. Старайтесь читать так же как я. (при чтении учитель обращает внимание на знаки препинания, выдерживает паузы, соблюдает интонацию).
- Будьте очень наблюдательны, потому что вам придётся отвечать на вопросы словами из стихотворения и делать зарисовки на доске.
- Итак, представьте: мы вышли на поляну, справа – зимний лес, слева - заснеженное поле. Погода тихая, падает снег.
· Чтение по четверостишиям.
а) Читаем первые 4 строчки.
- Каким вы увидели снег? (снег белый, пушистый)
- Что он делает? (в воздухе кружится, на землю тихо падает, ложится)
- Что надо нарисовать на доске? (снежинки)
- Молодцы!
б) Читаем следующее четверостишие.
-Каким вы увидели поле наутро? (наутро снегом поле забелело)
- «Точно пеленою всё его одело». Как вы понимаете это выражение? (Укрыто поле снегом)
- Какую зарисовку сделаем? (поле укрытое снегом)
в) Прочитаем третье четверостишие.
- Какой стоит лес? (тёмный)
- Почему тёмный? (листья опали, одни ветки)
- Какой шапкой он принакрылся? (чудной шапкой)
- Почему лес заснул под нею? (потому что под снегом деревьям тепло)
- Заснул как? (крепко, непробудно, до самой весны)
- А что мы нарисуем на доске? (деревья укрыты шапками из снега)
- Молодцы!
г) Читаем последнее четверостишие.
- Прочитайте, что сказано о зимних днях? О солнце? (дни стали короткие, солнце светит мало)
- Какое время года пришло? (зима)
(В процессе чтения на доске появляется зарисовка.)
X. Сравнение встихотворении
— С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение? (Ответы детей.)
Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: белый снег, пушистый).
— Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
XIРефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
-Сегодня на уроке мы любовались, чем? Да, замечательными стихами, прекрасными картинами, необыкновенной музыкой. От этого чуть добрее, счастливее стали все мы. Счастье и красота всегда рядом с нами, стоит только быть наблюдательнее, внимательнее.
«Собирайте счастье по крупицам,
Ведь оно рассыпано во всем:
В синем блеске звезд,
В полете птицы
И в волне, дрожащей под веслом.»
XII. Итог урока.
- Что нового узнали? С каким стихотворением вы познакомились? Кто автор?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит это стихотворение?