Публикации
2023-09-26 15:06 2021 (№ 17-31)

Комракова Т.А. КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Библиографическое описание:
Комракова Т.А. Конспект урока чтения для обучающихся с ОВЗ // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.

Тип урока: Урок изучение нового

Образовательная цель: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; формировать понимание поэтической речи, развивать выразительное чтение, память, речь. Воспитывать эстетичные чувства от восприятия красоты зимней природы.

Формирование БУД:

Предметные: обучающиеся должны уметь читать сти хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворе нии; находить рифмующиеся слова.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: общеучебные, планирование учебного сотрудничества постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тема: «Зима» И. Суриков

Оборудование: портрет И. Сурикова, картины «Зима», аудиозапись

Вивальди «Зима», словарное слово «пелена», простые карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать.

II Мотивация

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

III. Речевая разминка.

* За-за-за- на дворе уже зима,

Зе-зе-зе- приготовились к зиме

Зу-зу-зу- очень я люблю зиму.

* Прочитайте слоги в строчке с интонацией радости, печали, удивления, вопроса.

Бе, ру, ша, чу, ко, ли.

* Прочитайте слоги, постепенно понижая голос до шепота, повышая голос, начиная с шепота.

По, на, ло, ре, си.

Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И. Котляр

- Прочитайте жужжащим способом.

- Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

- Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем -сов-? (Совет.)

- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно).

- Сейчас прочитайте выразительно.

· Подготовка к восприятию текста.

Вступительная беседа.

-Ребята, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень).

-Какое время года сейчас наступило? (зима).

-Как вы догадались? (снег лежит, мы одеваемся тепло, листьев нет на деревьях, холодно, быстро темнеет).

Стихотворение.

(читает учитель)

Как мы рады, что пришла

Долгожданная зима!

Хоть и щиплет нас мороз,

Мы не прячем щёки, нос.

-А о чём мы сегодня на уроке будем говорить, вы сейчас ответите сами.

· Загадка.

(учитель загадывает загадку).

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима)

-Молодцы!

-А какие слова вам помогли отгадать загадку? (запорошила, разукрасила, на санках прокатила).

Сегодня на уроке мы будем говорить о прекрасном времени года «Зима».

· Работа по картине «Зима».

-Обратите внимание на доску. (на доске вывешена картина).

-Какое время года изображено на картинке? (зима).

-Как определили? (кругом снег, деревья покрыты снегом).

-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (унылое, спокойное).

IV. Сообщение темы урока.

а) -У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме. Очень много художников, поэтов, писателей пишут произведения о зиме. Вот и сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта И.Сурикова «Зима».

б) Знакомство с биографией И. Сурикова. (вывешиваю на доску портрет И. Сурикова, учитель рассказывает биографию).

в) – Как вы думаете, о чём это стихотворение? (о зиме)

- Вы часто гуляете на улице, а наблюдали ли вы, как падает снег? (медленно, плавно, кружась, летая)

- А кто был в зимнем лесу? Красив ли он? (ответы детей)

V. Первичное чтение стихотворения учителем.

- Сейчас я расскажу стихотворение «Зима» И. Сурикова, в котором поэт по-своему увидел зимний лес, снег, поле и его тоже что-то поразило. А вы постарайтесь мысленно, закрыв глаза, представить себе картины, которые увидел поэт и описал вам. (Учитель медленно, выразительно рассказывает, для фона включается аудиозапись Вивальди «Зима»)

- Что же поразило поэта? (наутро снегом всё покрыто: поле, лес принакрылся шапкой)

- Какие картины увидели вы? (снег тихо падает на землю, поле белое….)

- Очень хорошо!

VI. Чтение слов со сложной звуко-слоговой строй.

-Сейчас вы будете читать стихотворение И. Сурикова «Зима». В нём встретятся трудные слова. Прочитаем их отдельно. Когда будете читать стихотворение, читайте слова правильно. (на доске заранее написаны слова: принакрылся, забелело, непробудно)

-Ребята, прочитайте слово про себя (принакрылся).

-Прочитаем слово по слогам, все вместе. (при-нак-рыл-ся).

-А теперь читаем хором целым словом с правильным ударением. (остальные слова разбираем аналогично).

-Молодцы!

Словарная работа.

- Ребята, как вы понимаете слово пелена?

Пелена- сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон; кусок ткани, то, во что пеленают.

(Учитель объясняет значение слова с соблюдением методики проведения словарной работы).

VII. Чтение стихотворения детьми про себя.

-Откройте учебник на стр. 79.

- Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на слова, над которыми мы работали (отметьте их карандашом). Читайте их правильно, ставя ударение.

VIII. Физминутка.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

IX. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.

-А теперь давайте прочитаем вместе со мной. Старайтесь читать так же как я. (при чтении учитель обращает внимание на знаки препинания, выдерживает паузы, соблюдает интонацию).

- Будьте очень наблюдательны, потому что вам придётся отвечать на вопросы словами из стихотворения и делать зарисовки на доске.

- Итак, представьте: мы вышли на поляну, справа – зимний лес, слева - заснеженное поле. Погода тихая, падает снег.

· Чтение по четверостишиям.

а) Читаем первые 4 строчки.

- Каким вы увидели снег? (снег белый, пушистый)

- Что он делает? (в воздухе кружится, на землю тихо падает, ложится)

- Что надо нарисовать на доске? (снежинки)

- Молодцы!

б) Читаем следующее четверостишие.

-Каким вы увидели поле наутро? (наутро снегом поле забелело)

- «Точно пеленою всё его одело». Как вы понимаете это выражение? (Укрыто поле снегом)

- Какую зарисовку сделаем? (поле укрытое снегом)

в) Прочитаем третье четверостишие.

- Какой стоит лес? (тёмный)

- Почему тёмный? (листья опали, одни ветки)

- Какой шапкой он принакрылся? (чудной шапкой)

- Почему лес заснул под нею? (потому что под снегом деревьям тепло)

- Заснул как? (крепко, непробудно, до самой весны)

- А что мы нарисуем на доске? (деревья укрыты шапками из снега)

- Молодцы!

г) Читаем последнее четверостишие.

- Прочитайте, что сказано о зимних днях? О солнце? (дни стали короткие, солнце светит мало)

- Какое время года пришло? (зима)

(В процессе чтения на доске появляется зарисовка.)

X. Сравнение в стихотворении

— С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение? (Ответы детей.)

Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: белый снег, пушистый).

— Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.

XIРефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Сегодня на уроке мы любовались, чем? Да, замечательными стихами, прекрасными картинами, необыкновенной музыкой. От этого чуть добрее, счастливее стали все мы. Счастье и красота всегда рядом с нами, стоит только быть наблюдательнее, внимательнее.

«Собирайте счастье по крупицам,

Ведь оно рассыпано во всем:

В синем блеске звезд,

В полете птицы

И в волне, дрожащей под веслом.»

XII. Итог урока.

- Что нового узнали? С каким стихотворением вы познакомились? Кто автор?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит это стихотворение?

Закончи фразу «На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?

Закончи фразу «Мне было трудно…»

XI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть. (1гр. –всё стихотворение, 2гр.- 2,3 четверостишия, 3гр.- выразительное чтение.