Конференции
2023-07-06 16:53 Апрель 2023

ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петрухина Ольга Александровна
педагог дополнительного образования,
руководитель детско-молодежного движения "Лидер"

Структурное подразделение дополнительного образования детей

Центр детского творчества ГБОУ СОШ пос. Кинельский муниципальный район Кинельский, Самарская область

Система дополнительного образования детей наиболее эффективно отвечает вызовам, которые определяются высоким уровнем технических знаний современных детей, выросших в эпоху интернета.

Как показывает практика, сегодня востребованы компетенции, составляющие «базовую грамотность» - навыки самообразования, проектной деятельности, умение ставить собственные задачи, работать в команде и другие.

«В условиях, когда нужно быстро меняться, перестраиваться, когда детям нужно дать эти базовые знания, драйвером развития всех перемен в системе образования оказывается дополнительное образование.

Для эффективного инструмента по развитию этого сектора сегодня внедрена целевая модель развития современных систем дополнительного образования, созданы и осуществляют свою деятельность опорные центры, функционируют навигаторы по дополнительному образованию детей; проведены инвентаризации образовательных программ, ресурсов, организаций образования, внедрены механизмы персонифицированного финансирования.

Работая в учреждении дополнительного образования, я понимаю, что основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Одним из драйверов по достижению этой цели, является, на мой взгляд - профессионализм педагога – результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.

Согласитесь, современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей и обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы. Современный педагог должен обладать умением не только использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии, но и владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.

Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, лишь у мастера можно научиться мастерству.





Одним словом, профессионализм педагога - основа для формирования и развития личности ребенка.

Давайте поразмышляем над этим! В чем же заключается профессионализация?

Подходов к определению этого понятия много. На мой взгляд, интересна точка зрения тех специалистов, которые рассматривают профессионализацию как целостный и непрерывный процесс становления личности педагога, мастера своего дела.

Установлено, что процесс профессионализации проходит несколько стадий, где осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований.

Об успешности, о творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности может свидетельствовать тот факт, что педагог не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и вносит изменения в саму деятельность.

Также немаловажную роль играет способность педагога адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, и его социализированность в целом.

Сейчас много говорят и о компетентности педагога, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже педагога.

Вообще, «образ педагога» обсуждался во все времена, но эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда и государство и общество предъявляют к образованию большие требования.

Так какой же он - современный педагог?

Уверена, что со мной согласятся многие: педагог дополнительного образования должен обладать целым рядом

личностных качеств:

ü быть чутким и доброжелательным;

ü понимать потребности и интересы детей;

ü иметь высокий уровень интеллектуального развития;

ü обладать широким кругом интересов и умений;

ü быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

ü обладать творческим потенциалом;

ü иметь живой и активный характер;

ü обладать чувством юмора, но без сарказма;

ü проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.





Одним словом, профессиональный портрет педагога дополнительного образования – это человек, чьи профессиональные и человеческие качества являлись и продолжают являться ориентирами для подрастающих поколений, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются и сохраняются многие годы детская любознательность, интерес к науке, творчеству, желание «делать себя с него».

В заключение, хочется вспомнить слова выдающегося педагога Ш.А Амонашвили: «Педагог внешкольник — это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».