Чупахина П.И. НАРУШЕНИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
Библиографическое описание: Чупахина П.И. Нарушение мелкой и артикуляционной моторики у детей, страдающих дизартрическими нарушениями // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
На современном этапе развития дошкольного образования лиц с различными нарушениями и отклонениями в развитии особую актуальность приобретают задачи, направленные на изучение этих областей для возможности дальнейшей их коррекции.
Дизартрические нарушения являются одними из наиболее заметных. Они могут в значительной мере оказать негативное влияние на жизнь и становление будущего ребенка из-за того, что затрагивают важные стороны развития.
Несмотря на то, что в первую очередь дизартрия подразумевает под собой нарушения в плане речи, она также затрагивает и множество других областей жизнедеятельности.
В статье рассматривается связь мелкой и артикуляционной моторики, так как эти зоны располагаются в непосредственной близости в головном мозге, что приводит к тому, что они из-за своего соприкосновения в значительной степени влияют на развитие ребенка.
В первую очередь стоит понять, что же такое дизартрические нарушения. В литературе находится множество вариаций обозначения термина «дизартрия». Но из всего этого числа можно сделать общий вывод, что данное понятие подразумевает под собой речевые расстройства, которые можно встретить у человека.
В первую очередь при дизартрии страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. При этом такие нарушения выделяются смешанным характером. То есть, фундаментом для дизартрических нарушений служат различные клинические синдромы. Это происходит из-за того, что на детский, еще находящийся в стадии активного развития, мозг влияют различные вредоносные факторы.
Формирование ребенка, который страдает дизартрическими нарушениями, еще с раннего возраста в той или иной мере отличается от нормального развития. При дизартрии у детей можно наблюдать проблемы с поведением, они могут быть слишком активными или же наоборот слишком медленно двигаться. Дизартрические нарушения затрагивают артикуляционную моторику, на которую имеет свое слияние мелкая моторика. Такие выводы можно отметить в исследованиях Монтессори М., которая выделила факт влияния мелкой моторики на речь ребенка.
Все эти нарушения, в развитии связываются в единый узел, когда наступает момент выявления особенностей проявления данного заболевания у детей для того, чтобы подобрать правильное направление в исправлении сложившейся ситуации.
Хотя дизартрия подразумевает под собой в первую очередь нарушения произносительной стороны речи, в головном мозге человека данная зона располагается довольно близко к разделу, регулирующему координацию движений. Именно поэтому многие авторы, которые прорабатывали дизартрические нарушения у детей, отмечали более позднее развитие мелкой моторики. Детям сложно даются такие виды деятельности, которые требуют от них более точной пальчиковой работы.
Непосредственная связь моторики рук с сознанием человека отмечена во многих исследованиях. Именно мелкая моторика позволяет человеку развивать свое воображение и воспринимать окружающий мир. Например, Архипова Е. Ф. в своих работах отмечает, что дизартрические нарушения влияют на мелкую моторику так, что детям даже могут не нравиться занятия рисованием или аппликацией.
Еще после рождения можно заметить взаимосвязь, которая проявляется в развитии двигательной и голосовой активности. Маленький ребенок еще не может произносить четко слова, он издает лишь отдельные звуки, при этом активно двигаясь, ощупывая все вокруг, познавая мир через тактильные ощущения. Вместе с этим активизируется работа головного мозга, а так как отделы, отвечающие за мелкую и артикуляционную моторику, располагаются в непосредственной близости, то это позволяет заложить базовые сигналы в речевой аппарат.
При нормальном развитии мелкой моторики у ребенка отмечается:
· функционирование мышц верхних конечностей, свойственное здоровому человеку без лишних дерганий и замедлений;
· отсутствие явно выраженных дефектов в разговоре и поведении;
· общая подвижность пальцев и рук в целом.
В своих методиках исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики многие авторы, среди которых можно отметить Архипову Е. Ф, Волкову Г. А., Лопатину Л. В., Денихину Г. В. и др., используют упражнения, требующие от детей повторения мелких движений за логопедом, сохранения какой-либо позы на короткий промежуток времени или же выполнения одинаковых действий несколько раз подряд. Зачастую детям с дизартрией с трудом даются такие задания. Они испытывают трудности при выполнении, а это связано с тем, что ребенку свойственна вялость либо чрезмерная подвижность, которая мешает ему повторить действия по инструкции.
Таким образом, видно, что не стоит пренебрегать развитием мелкой моторики ребенка. Из-за тесной связи именно моторная сфера в значительной степени влияет на становление речевого аппарата и качество звукопроизношения, от которого зависит адаптация ребенка в обществе.