Публикации
2023-09-22 09:05 2021 (№ 17-31)

Коношанова В.В. КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «СКОРОСТЬ. ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ»

Библиографическое описание:
Коношанова В.В. Конспект урока математики по теме «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием» // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Цели:познакомить с понятием «скорость», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; работать в группах.

Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отве чать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками не обходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

Организационный момент

-Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь друг другу.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Это строгая наука,

Это точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок.

Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе заполним таблицу. Необходимо распределить единицы измерения по категориям.

(на интерактивной доске размещено следующее задание:

Ед времени

Ед. веса (массы)

Ед.длины (расстояния)

мм, кг, т, мин, км, км/ч, ц, дм, ч

Самоопределение к деятельности.

Этап выявления места и причины затруднения

-Скажите, почему не всем единицам измерения нашлось место в таблице?

-Кто-нибудь из вас встречал подобные ед. измерения? Для чего они используются?

-О чем бы вы хотели сегодня на уроке узнать?

-Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня?

- Чему мы должны научиться к концу урока?

- Итак, на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами измерения, которые связаны с движением; узнаем, какие виды движения бывают; и, научимся решать простые задачи на движение.

- А зачем вам эта информация?

Этап построения проекта выхода из затруднения

«Мозговой штурм»

Давайте напишем на доске возможные решения этой проблемы и обсудим идеи, предложения.

Заполним таблицу

Знаем

Новое



Работа в группах.

- Сегодня вы будите работать в группах и по ходу урока заполнять Бортовой журнал (Приложение 1)

-Вверху попробуйте спрогнозировать свою оценку. Оценка в начале урока:___________

Работа над новой темой

1 задание

- Представьте себе следующую ситуацию: Два друга Эдик и Максим решили добраться каждый на своем транспорте с села Бобровки до поселка Октябрьский. Выехали они в одно время: Эдик - на велосипеде, а Максим – на скутере. Кто доберется быстрее и почему?

-Приведите свои аналогичные примеры.

(за составленную задачу в Бортовом журнале поставьте +)

2 задание

Рассмотри таблицу и ответь на вопросы:

Какова длина дистанции?

За какое время пробежал эту дистанцию Волк, и за какую Заяц?

Кто из них быстрее?

Спортсмен

Дистанция

Время

Метров за секунду

Волк

150м.

15с.

Заяц

150м.

10с.



Почему заяц победил в соревновании по бегу?

Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов. Ответ запишите в бланк «Оценка результатов»

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

3 задание.

Заполни таблицу

Быстроту движения характеризует величина, которая называется ___________________.

Скорость –это _________________________________

Выберите правильное объяснение

Скорость – это расстояние.

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.

Скорость - это время движения.

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

- С помощью какого действия мы вычислили скорость?

-От каких величин зависит скорость?

-В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. (слайд)

-Запишем решение задачи про волка в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости.

- Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость?

-Как найти время по известным скорости и расстоянию?

- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…..

-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.

- А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. (Слайд) Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас получит в конце урока.

-Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Далее учитель поясняет метод использования данного треугольника для запоминания формул).



А записать единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с.

- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую задачу.

Задание 4

Стр 5 №9 1), 2)

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте ++)

Физминутка

Давайте обсудим!

Учитель предлагает вниманию учащихся следующее задание:

Расставьте иллюстрации в порядке убывания скоростей (слайд)

Гепард

110 км/ч

Африканская антилопа гну

80 км/ч

Стриж

169 км/ч.

Рыба – парусник

109 км/ч

Касатка

55 км/ч

Американский таракан

6 км/ч



5 задание

- Представьте, что все эти животные решили устроить соревнование-забег. Давайте узнаем, какое расстояние они преодолеют за 5 часов.

Название животного

скорость

время

расстояние

Стриж

169 км/ч.

5 ч

Гепард

110 км/ч

5 ч

Рыба - парусник

109 км/ч

5 ч

Африканская антилопа гну

80 км/ч

5 ч

Касатка

55 км/ч

5 ч

Американский таракан

6 км/ч

5 ч



Проверка (слайд)

(за все верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

6 задание

Вопрос-ловушка.

«Скорость гусеницы измеряется в км/ч?»

Учитель предлагает учащимся соотнести различные объекты со скоростями (соединить стрелками)



Проверка (слайд)

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

7 задание

(Слайд)

Вы часто бываете пассажирами и знаете, что на дороге движение регулируется дорожными знаками.

На дороге часто возникают следующие ситуации:

На участке дороги длиной 360км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

(за верные ответы в Бортовом журнале поставьте +)

- С помощью какого прибора водитель сможет определить превысил ли он скорость? (слайд)

Подведение итогов

-К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы:

1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч?

2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.

3) Если мы знаем скорость и время в пути, то можем узнать ….

4) Чем больше скорость, тем….

5) В старших классах вы подробно будите изучать эту тему на каких предметах?.

-Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.

-Оценить работу групп в целом и индивидуально, все суммирую.

Критерии оценивания:



- Сейчас я хочу попросить каждого оценить свои успехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора.

-Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных.

VI.Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- Чем мы сегодня занимались?

-Достигли ли мы цели урока?

-Что больше всего вам понравилось?

- Что мы должны сделать в дальнейшем, чтобы хорошо уяснить тему?

VII.Домашнее задание (дифференцированное):

- А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.5 №11, №12.

-Составить задачи для своих одноклассников

-Благодарю за урок. Отдыхайте.