Конференции
2023-07-03 16:00 Январь 2023

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГАДЖЕТЫ И ДЕТИ»

Устинова Елена Викторовна
учитель-логопед
МАДОУ "ЦРР - детский сад № 112" г. Сыктывкар

Технологии не стоят на месте. Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства наших родителей и воспитателей.

Некоторые родители малышей намеренно формируют гаджет зависимость. Через некоторое время заявляют: «Ребенок ничего не хочет делать! Просит телефон (планшет и др.). Привык к гаджету». Это не он привык. Это вы его приучили! И сделали это осознанно и намеренно, потому что вам так было удобно. Это вы думаете исключительно о себе и своем удобстве, а не о ребенке.

Мамы малышей раньше обходились без гаджетов многие столетия. Играли с ребенком, пели песенки, прибаутки, читали книги. Ребенку дошкольного возраста противопоказаны гаджеты. 10-15 минут в день - просмотр мультиков вместе с мамой, которая комментирует просмотр. И все! Рассказы о развивающих компьютерных программах и играх для грудничков - вредный миф.

Малыши видят только яркие меняющие друг друга пятна на экране, и их это завораживает, формируя одновременно зависимость, которая позже, в подростковом возрасте может стать зависимость иного рода.

Ученые, врачи, педагоги во всем мире бьют тревогу. Цифровые технологии имеют прямое отношение в тому, что в последнее время появилось так много неговорящих детей. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки телефоны. А живого общения я с ребенком практически нет.

Мудрый русский народ создал массу потешек и пестушек для общения с малышами первых двух лет жизни. Они сопровождали весь процесс ухода за ребенком, малышу пели колыбельные, рассказывали сказки. Теперь малыши всего этого лишены. Родители в своих гаджетах, ребенок – в своем. На мой взгляд, это одна из главных причин безречия детей без неврологических нарушений.

Игровая зависимость или интернет-зависимость – легко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются, ярко, красиво, ребенка раннего возраста завораживают эти яркие световые и цветовые пятна, и ребенок получает удовольствие. Дети с пяти-шести месяцев живут в искусственном и красочном мире. Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни возможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Страшно, что такая зависимость формируется уже на первом году жизни ребенка.

Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить или уложить только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете. Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на полтора-два года, то есть в активной речи у крохи 10—15 лепетных слов. Это огромное отставание, которое в полной мере уже вряд ли можно будет преодолеть, так как для развития речи, как и для развития других высших психических функций, существует свое временное окно.

Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.

Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции. Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений.

Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у ребенка нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов. Злоупотребление гаджетами влияет на мозг и нарушает сон. В результате у человека увеличивается риск развития бессонницы. А недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим расстройствам.

Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводят к истощению организма. Играющий не совершает физической работы, а после игры он чувствует себя очень уставшим, плохо спит, становится агрессивным, озлобленным, нервным, у него ухудшается зрение.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона.

Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд.

Нам определенно есть о чём волноваться. У современных детей просто беда с сенсорной интеграцией, которая необходима для успешного развития ребенка. Беда, потому что малыш растет в виртуальном мире.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально, слышали звуки, чувствовали прикосновения, ощущали запахи, вкусы, прелесть движения. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад. Вы много занимаетесь моторным развитие крохи? Вы учите его бегать, прыгать, кувыркаться, бросать и ловить мяч?

Родители говорят, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? Очередной миф! Знать, куда нажать, чтобы увидеть любимый мультик, — не значит быть умным. Шимпанзе обучается этому за несколько занятий. А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном, компьютерном мире, в мире гаджетов.

Уважаемые родители, растите малышей здоровыми!