Публикации
2023-09-01 13:35 2020 (№ 3-16)

Разинькина Н.В. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С УЧЕНИКАМИ 1-ГО КЛАССА (МАТЕМАТИКА + ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ)

Разинькина Наталья Владимировна
учитель-дефектолог, Барабинский филиал государственного бюджетного учреждения
Новосибирской области — Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», г. Барабинск

Библиографическое описание: Разинькина Н.В. Интегрированное занятие учителя-дефектолога с учениками 1-го класса (математика + внеклассное чтение) // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: совершенствование вычислительных навыков в пределах 10, знакомство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Задачи: упражнять в решении задач; развивать память, речь, внимание учащихся; воспитывать на основе сказки доброе отношение к окружающим, развивать общую осведомленность и связную речь.

Оборудование:набор «Учись считать», карточки для самостоятельной работы, русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», аудио запись песни «В гостях у сказки».

Ход занятия.

Организационный момент.

Цель: создание положительного эмоционального фона, введение в тему занятия.

Учитель-дефектолог читает стихотворение В. Берестова «Здравствуй, сказка!»

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи - гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

Кто хочет побывать в сказке?

Закройте глаза, сейчас мы с вами перенесёмся в сказку (звучит песня «В гостях у сказки»).

Открывайте глазки, представьте, что мы в самой настоящей сказке.

Основной этап.

Для того, чтобы узнать в какой сказке мы побываем.

Отгадайте загадки:

Клохчет, квохчет,

Детей созывает.

Всех под крылья подбирает.

(Курица)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Раньше всех встаёт, голосисто поёт.

(Петух)

В какой сказке эти два героя встречаются вместе?

Сегодня мы будем помогать героям сказки «Петушок и бобовое зернышко» выполнять разные задания: решать выражения, задачи.

Итак, отправляемся в сказку.

Петушок на дворе рылся и нашёл бобовое зёрнышко. Хотел проглотить, да подавился. Подавился и упал, и лежит, не дышит!



Курочка увидала, подбежала к нему и спрашивает:

— Ко-ко-ко! Петушок-петушок, почему ты лежишь, не дышишь?

Петух отвечает:

— Бобком подавился… Пойди к корове, попроси маслица — бобок проглотить...

Побежала курочка к корове, бежит и на кочках спотыкается, а кочки эти не простые, а математические, на них числа записаны:

Расставьте числа в порядке возрастания.

8 2 10 4 7 1 (дети расставляют числа на столе, выбирая нужные цифры из набора)

Прибежала курочка к корове и говорит:

— Ко-ко-ко! Корова-корова, дай мне маслица — петушок лежит, не дышит, бобком подавился!

Корова говорит:

— Выполни мое задание.

Ребята, давайте поможем курочке. Я называю выражение, вы карточкой показываете ответ.

Какое число при счёте следует за числом 1?

Какое число при счёте называют перед числом 5?

Какое число больше 6 на 2?

Какое число меньше 7 на 3?

Из 4 вычесть 4.

Довольна корова, вы хорошо поработали с рядом чисел, и говорит курочке:

— Му-у, пойди к косарям, попроси сена!

Побежала курочка к косарям:

— Ко-ко-ко! Косари-косари, дайте мне сена! Сено — корове, корова мне даст маслица, маслице — петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!

Косари говорят:

— Если справишься с нашим заданием, скажем что дальше делать. И начертили на земле фигуру.

Найди все треугольники (на доске начерчен треугольник).



Сколько треугольников на этом чертеже?

Подсчёт геом. фигур.

Проверим.

Молодцы, дети, и по ряду чисел хорошо поработали и с трудным заданием косарей справиться курочке помогли.

Говорят косари курочке:

— Ступай к печее, попроси калачей!

Побежала курочка к печее, а там сороки прилетели, бусы собирают, трещат на весь двор, никак понять не могут: сколько им ещё бусинок на нитку надо нанизать. Поможем разобраться?

Работа над составом числа 7 (работа по карточкам).





Сколько зелёных бусинок нужно добавить каждой сороке-белобоке, чтобы во всех бусах стало по 7 бусинок?

Как получили 7?

Как ещё можно получить 7?

Где пригодится знание состава чисел?

Какие 2 примера на сложение можно составить?

Что интересного заметили в этой записи?

Как называются числа при сложении?

Какое правило знаете?

Молодцы, помогли курочке.

Прибежала курочка к печее:

— Ко-ко-ко! Печея-печея, дай мне калачей! Калачи — косарям, косари дадут сена, сено — корове, корова даст маслица, маслице — петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!

Печея говорит:

— Сходи к дровосекам! Дров попроси!

Физминутка.

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. (Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. (Наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (Дети садятся)

Побежала курочка дальше, прибежала к дровосекам и говорит:

— Ко-ко-ко! Дровосеки-дровосеки, дайте мне дров! Дрова — печее, печея даст калачей, калачи — косарям, косари дадут сена, сено — корове, корова даст маслица, маслице — петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!

— Сходи к кузнецу, попроси топор, рубить нечем!

Побежала курочка к кузнецу:

— Ко-ко-ко! Кузнец-кузнец, дай мне топор, топор — дровосекам, дровосеки дадут дрова, дрова — печее, печея даст калачей, калачи — косарям, косари дадут сена, сено — корове, корова даст маслица, маслице — петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!

— Ступай в лес, нажги углей, — говорит кузнец.

Решение задач (работа в тетрадях).

Пошла курочка в лес, нажгла 4 больших угля, а маленьких на 2 больше. Сколько маленьких углей нажгла курочка?

Назовите условие задачи.

Что значит на 2 больше?

Назовите вопрос задачи.

Покажите решение задачи на парте (карточками).

Проверка.

Почему решили задачу сложением?

Принесла курочка угли кузнецу. Кузнец дал топор. Принесла топор дровосекам, дровосеки дали дров. Принесла дрова печее, печея дала калачей. Курочка принесла калачи косарям, косари дали сена. Принесла сено корове, корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица и бобок проглотил.

Вскочил и запел:

— Кукареку-у-у-у!

А мне хочется поблагодарить вас за работу.



Заключительный этап.

Поднимите руку, кому понравилось?

Кто сегодня доволен своей работой?