Пустозерова Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «СУФФИКСЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ»
Библиографическое описание: Пустозерова Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «СУФФИКСЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ» // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Цели деятельности учителя:
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
-учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
-учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Предметные:
- научатся образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
- научатся разбирать слова по составу;
- научатся объяснять значение суффиксов.
Личностные:
- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать успешность при изучении темы.
Универсальные УУД:
Регулятивные: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ и сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: закрепление нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл,, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.
Личностные: формировать положительное отношение к уроку
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесный: ответы на вопросы;
формулирование темы и цели урока.
5
2
3
Словарная работа.
-Минута чистописания: на доске записаны буквы и сочетания букв
к, ок, ик, ушк, юшк, иц, их.
-Запишите их в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
Повторение изученного на прошлом уроке
-Ребята, как вы думаете, записанные на доске буквы и сочетания букв что-то обозначают? (Это суффиксы)
-Суффикс. Что скрывается за этим словом?
Тест «Суффикс»
1.Суффикс-это
а) часть слова; б) слово; в) несколько слов;
2.Суффикс стоит:
а) в начале слова; б) в конце слова; в) после корня;
3.Суффиксы служат:
а) для связи слов в предложении; б) для образования новых слов.
-Давайте объединим все правильные ответы и сформулируем правило. (ребята формулируют правило)
- Сегодня мы с вами вновь ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных.
- Какие слова называются однокоренными? (слова,у которых один корень)
- Какой корень в слове река?
-Подберите к существительному река однокоренные существительные с суффиксами – еньк- и –к.
(речка, реченька)
- Какой оттенок значения придали существительным суффикс –к- и –еньк-? (Уменьшительно-ласкательный)
- Как вы думаете, выполнив это упражнение, какая тема сегодняшнего урока? («Суффиксы существительных»)
- Верно, тема урока «Суффиксы существительных»
- Какие цели поставим перед собой? (учиться образовывать существительные при помощи суффиксов)
- Молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока
Ставить цели урока
Предметные:
поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный: учебный диалог
Практический: морфемный разбор слов
Практический: выполнение письменного задания
Практический: сравнение отрывков текста
2
5
5
Актуализация опорных знаний.
- Подберите к существительному берёза однокоренные существительные с суффиксами –к- и –оньк-. (берёзка, березонька)
- Запишите эти слова.
- М., выйди к доске, запиши слова и разбери их по составу. Остальные выполняют самостоятельно. (∩ - БЕРЕЗ; ∧ - ОНЬК ; ⃞ - А; ∩ - БЕРЕЗ; ∧ - К; ⃞ - А;)
- Сверьтсье с доской. Молодцы!
Упр. 20, стр.58
- Откройте учебник на странице 58, упр.20 и прочитайте задание.
Вам нужно к каждому выделенному существительному подобрать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ок-, -ушк-, -еньк-, -юшк-.
- Какие существительные у нас получатся? (сынок, Иванушка, доченька, Марьюшка)
- Запишите текст с новыми существительными к себе в тетрадь.
- Сравните начало сказки из учебника и в вашей тетради. Какие существительные подходят к тексту больше, те, которые в учебнике или те, которые вы подобрали? (Те, которые мы подобрали)
- Почему? (Существительные, которые мы подобрали, подходят больше, потому что они смягчают сказку, и она с самого начала кажется доброй)
Подбирать однокоренные слова,
разбирать слова по составу
Подбирать однокоренные слова с помощью суффиксов
Сравнивать сказки, делать выводы
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Динамическая
пауза
2
Видеоролик.
Выполнять физические
упражнения
Практический: образование однокоренных слов
морфемный. разбор.
Проведение словарного диктанта
Практический: взаимопроверка
Практический: анализ упражнения
Практический:
подбор однокоренных слов
Практический: морфемный разбор слов
Практический: самопроверка
6
5
2
Словарный картинный диктант
-Используйте суффиксы, записанные на доске во время минутки чистописания, запишите словарные слова и с помощью суффиксов образуйте новые слова