1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами). Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение их по своим условным обозначениям.
2. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов. Например, словосочетание «большая машинка» выглядит так
3. Запоминание и воспроизведение предложений.
4. Когда вышеперечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой: Например. В лесу темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит. И на нас глядит.
5. И после переходить к мнемотаблицам.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям с учетом их заболевания легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Главная цель работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать и т.д. Именно в процессе общения происходит становление ребенка как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. Подобные упражнения и занятия позволят решить многие образовательные, коррекционные, воспитательные задачи при обучении детей с ОВЗ. Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми раннего дошкольного возраста с отклонениями в развитии является одним из подходов комплексной реабилитации состояния здоровья ребенка, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их речевых, познавательных и личностных возможностей.
Литература
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2007.
2. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.
3. Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М, 2007.
4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 2005.
5. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. - М.: Просвещение, 2002.