Маслова Л.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Библиографическое описание: Маслова Л.А. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития общеобразовательной школы // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». К.Д. Ушинский
В условиях реформирования системы образования, модернизации общеобразовательных организаций и реализации ФГОС ОО предъявляются новые требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам педагога. Педагогическая наука характеризует современного учителя «как педагога-профессионала, широко образованного и культурного человека, гуманиста и интеллигента, реализующего инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения».
При внедрении профессионального Стандарта педагога и ФГОС, учёными делается акцент на научный компонент сопровождения, что подчеркивает значимость готовности педагогов решать профессиональные задачи на основе научных достижений, а не просто на основе собственной интуиции, приобретенного опыта, методом «проб и ошибок».
М.Н. Певзнер, М.М. Поташник, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер отмечают, что инновационность научно-методического сопровождения заключается в персонифицированности и мобильности; способности учитывать динамику индивидуального развития педагога и всего педагогического коллектива; вариативности; «векторности»; навигационном характере; продуктивном взаимодействии субъектов сопровождения; оказании помощи педагогу при проектировании программы профессионально-личностного развития и реализации индивидуального профессионально-образовательного маршрута; опережающем характере и предоставлении возможности педагогу преодолеть профессиональные и личностные затруднения.
Названные преимущества акцентируют актуальность научно-методического сопровождения в сложившихся условиях модернизации образования, его ценностей и тенденций.
В современных условиях развития школы под научно-методическим сопровождением понимается, с одной стороны, ведущая функция методических служб, с другой стороны, метод взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов общеобразовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации [4].
Такое многообразие точек зрения побудило нас обосновать и сформулировать авторское рабочее определение категории «научно-методическое сопровождение» как научно обоснованного, специально организованного процесса взаимодействия субъектов сопровождения, направленного на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога. Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник.
«Научно-методическое сопровождение» на современном этапе модернизации системы образования расширяет свои границы смыслов и ресурсов, способствует реализации современных требований к профессиональным и личностным качествам педагога.
Структура научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в общеобразовательной организации представляется как комплексная реализация видов деятельности сопровождающего и способов сопровождения: психологическая поддержка (фасилитация, модерирование, супервизия); организация педагогического взаимодействия (сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество); подготовка к рефлексивной деятельности (диалог и полилог, консалтинг, опека).
Фасилитация (стимулирование, вдохновение) рассматривается как процесс влияния на мотивацию профессионально-личностного развития педагогов, ценностного отношения к педагогической деятельности и усвоение смыслов как элементов личностного опыта; стимулирования потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.
Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей педагогов и их способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями.
Супервизия выступает как способ создания для сопровождаемых психологически комфортных условий в общеобразовательной организации для «лечения профессиональных болезней и исправления профессиональных ошибок» [3].
Организация целенаправленного педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе связана с тем, что в современных условиях ее развития востребовано совместное решение общих задач ФГОС. Появляется необходимость в создании принципиально новой системы профессионального сотрудничества педагогов на основе выбора, индивидуальных запросов, обновления содержания и совершенствования работы по общим проблемам и профессиональным интересам. При этом сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации.
В этом контексте актуальны такие способы сопровождения как сотрудничество, сотворчество, соуправление, наставничество.
Сотрудничество выступает как общение, равенство во всем, взаимопонимание; принятие общих целей и путей, способов, средств их достижения; продуктивное взаимодействие в процессе продвижения в профессии и личностном развитии в школьном методическом образовательном пространстве.
Сотворчество трактуется как система взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленных на развитие внутренних творческих возможностей; запуск механизмов самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации каждого участника сопровождения; выстраивание гармонии человеческих отношений; совместное создание, осмысление, оценка инновационного опыта профессиональной деятельности; расширение субъектного пространства личности.
Соуправление определяется как процесс включения педагогов в проектирование и конструирование новых видов образовательной практики и научного управления этими процессами; создания предпосылок для выстраивания субъект – субъектных отношений, перехода к самоуправлению профессионально-личностным развитием и формированию профессионального и жизненного кредо.
Наставничество представляется как осознанное взаимодействие по передаче профессионального, личного и социального опыта. На различных стадиях профессионально-личностного развития педагога наставничество формирует индивидуальное «акме» педагога путем поиска выхода из «кризиса профессиональных компетентностей».
Диалог (полилог) – взаимно обогащающий процесс обмена информацией, совместного поиска истины, организации «коммуникативных стратегий узнавания» и пространств межличностных встреч и сотрудничества участников сопровождения [1].
Консалтинг трактуется как интеллектуальная деятельность по выявлению и анализу профессиональных и личностных проблем и выбору средств и методов по их разрешению; составлению программы профессионально-личностного развития педагога и проектированию его индивидуального образовательного маршрута; организации и проведению рефлексии.
Таким образом, рассмотренная структура научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации по видам деятельности сопровождающего позволяет комплексно реализовать способы сопровождения, выбирая приоритетный в зависимости от особенностей и запросов субъекта сопровождения, от конкретной ситуации и педагогического события и, в конечной итоге, превратить сопровождение в управляемый и управляющий процесс.
Структура методической службы представляет собой взаимосвязанную систему, направленную на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.
Структурно-функциональная модель методической службы
Содержание научно-методического сопровождения в общеобразовательной организации определяют требования Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, концепции профессионального Стандарта педагога к его профессиональным компетенциям и личностным качествам. Современный учитель находится в ситуации постоянного самообразования непосредственно на рабочем месте: от него требуется принятие системы ценностей современного образования, осознание потребности модернизации и проектирования образовательного процесса с ориентацией на новые результаты, переосмысление своего профессионального опыта. В связи с этим содержание научно-методического сопровождения нами определяется на трех уровнях: надпредметный; предметный; личностный [5].
Научно-методическое сопровождение целей, смыслов, ценностей, приоритетов, современного мышления профессионально-педагогической деятельности педагога мы рассматриваем как содержание первого уровня – надпредметного. В школьном методическом образовательном пространстве посредством активных и интерактивных методов, технологий, форм научно-методического сопровождения активируется процесс осмысления педагогами ценностей, целей современного образования, педагогической деятельности. Цель этого уровня – раскрытие потенциала учителя, его способностей к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, рефлексии.
Второй уровень - предметный – определяет направления научно-методического сопровождения в предметной области компетентности педагога: знание предмета и методики его преподавания, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация обучающихся на осуществление учебной деятельности, знание и использование современных образовательных технологий, совершенствование организации образовательного процесса, развитие предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
Третий уровень - личностный - обеспечивает научно-методическое сопровождение в области интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального, психологического здоровья педагогов. Интеллектуальный аспект здоровья подразумевает способность педагога постоянно находиться в состоянии развития своего интеллекта и умения им пользоваться. Социальный аспект здоровья актуализирует способность педагога к оптимальной адаптации в изменившихся социально-экономических условиях, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности. Эмоциональный аспект здоровья заключается в способности педагога адекватно в соответствии с ситуацией выражать свои чувства и быть толерантным. Психологический аспект здоровья рассматривается как социальное благополучие, удовлетворение уровнем качества жизни, душевное равновесие, реализация жизненных планов [2].
Понимание значимости и необходимости таких условий обеспечивает в общеобразовательных организациях научно-методическое сопровождение педагогов. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике побуждают обратиться к переосмыслению сущности, структуры и содержания, выявлению методологических подходов, поиску условий, эффективных средств, методов, технологий научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в общеобразовательной организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребёнкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования [Текст]: монография / Л.К. Гребёнкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Рязань, 2006. – 224 с.
2. Давлятшина, О.В. Научно-методическое сопровождение профессиональноличностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации [Текст] / О.В. Давлятшина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. №1. – С. 158-164.
3. Давлятшина, О.В. Организационно-методические условия научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов. [Текст] / О.В. Давлятшина // Школа будущего. 2015. №5. – С. 30-36.
4. Даутова, О.Б. Управление введением ФГОС основного общего образования [Текст] / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А Пивчук. – СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.
5. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 75с.