ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Фостенко Ирина Леонидовна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 2 ст. Выселки
ФГОС НОО третьего поколения поставил перед начальным образованием новые цели. Что такое проектное обучение и как применять проектную технологию в начальной школе? Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха. Метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Темы проектов учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Какие бывают проекты?
По числу участников
По
продолжительности
По типу деятельности
По количеству
учебных предметов
Личностные
Кратковременные
Творческий
Монопроект
Парные
Средней
продолжительности
Исследовательский
Межпредметный
проект
Групповые
Долгосрочные
Игрово-ролевой
Практико-
ориентированный
Информационный
Этапы работы над проектом:
-мотивационный
-подготовительно-планирующий (определяется тема и цели проекта, формулируются
задачи, вырабатывается план действий, определяется группа участников, распределяются роли, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
-информационно-операционный (исследовательско-технологический) (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют
проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
-рефлексивно-оценочный
Критерии оценки проектной деятельности:
Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность. Качество проекта, его оригинальность.
Уровень творчества, оригинальность воплощения и представления проекта. Качество и полнота в оформлении записей.
Критерии оценивания защиты проектов:
Качество доклада, презентации: полнота, последовательность представления работы, аргументированность и убеждённость.
Конкретные – ясные и точные в отношении того, что должно быть достигнуто. Измеримые – посредством количественных и качественных показателей.
Согласованные – между руководителем и всеми участниками проекта.
Реальные – достижимые в пределах способностей и контроля руководителя и участников проекта.
Определенные во времени – достижимые в определенное время (SMART – цели).
В рамках традиционных учебных занятий используют:
· проблемное введение в тему урока;
· постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
· совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
· групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
· выдвижение идеи (мозговой штурм);
· постановку вопроса (поиск гипотезы);
· формулировку предположения (гипотезы);
· обоснованный выбор способа выполнения задания;
· составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
· поиск дополнительной литературы;
· подготовку доклада (сообщения);
· самоанализ и самооценку, рефлексию;
· поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
В своей работе уже в 1 классе, когда дети научились писать, использую «Тетрадь открытий: вопросы Почемучке». Тетрадь разделена на три столбца, в которых прописано:
1. Мотивация. Проблемный вопрос. Почему…? (дети задают вопросы письменно)
2. Гипотеза. Делают предположения.
3. Обработка информации и вывод
Мне это позволяет превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Пример выступления на конференции моей ученицы:
Часто мы с удовольствием рассматриваем творчество зарубежных мастеров, забывая о тех, кто живет рядом с нами. Жила – была на свете девушка Катя. Она очень любила рассматривать фотографии в альбомах и всегда мечтала получить в подарок «волшебный» альбом с фотографиями, заголовками, рисунками, различными вырезками. Она хотела открыть альбом и окунуться в воспоминания, «прочитать» историю запечатленных на снимках событий. И вот в далеком 2006 году на форуме «Осинка» она услышала два слова cardmaking&scrapbooking. В сети Интернет ей не удалось найти российских мастеров скрапбукинга, поэтому она обратилась к девушке, проживающей в Англии, с тех пор её жизнь изменилась. 31 января 2006 года Катя на рукодельном форуме создала тему «Скрапбукинг», это считается официальной датой появления скрапбукинга в России, как отдельного вида творчества. Скрапбукинг — это техника создания красивых бумажных альбомов. Дословно это слово переводится как «книга из вырезок». Такие альбомы всегда украшены разными декоративными элементами — цветами, бантами и так далее. Помимо альбомов в технике скрапбукинга можно делать открытки - это называется кардмейкинг, шкатулки и коробки - это картонаж. Можно оформлять предметы интерьера - будильники, бутылки, рамочки.
В скрапбукинге много разных стилей. Например:
- шебби-шик — «потертый шик», когда основные элементы декора искусственно состаривают, разлохмачивают и стирают;
- винтаж — в декоре используют старинные фотографии, картинки или другие элементы;
- поп-ап — это изделия с объемными панорамными элементами;
- стимпанк — это когда в декоре используют детали механизмов, например шестеренки, ключи, лампочки;
- микс-медиа, то есть смешение стилей, — это стиль, в котором для декора используют текстурные пасты, спреи, брызги, рваные края, многослойность.
В настоящее время многие мастерицы стали делать различные изделия из бумаги, которые хорошо продаются, но альбомы из страничек с историями из жизни не продаются, поэтому про них все забывают.
В одном из интервью на вопрос: каким ты видишь будущее русского скрапбукинга и о каком будущем для него мечтаешь, Катя ответила:
- Будущее зависит от тебя. Будущее – это мы. Будущее уже здесь.
Когда я появилась на свет в 2011 году, моя мама также, как и Катя очень хотела запечатлеть в альбоме с фотографиями историю моего первого года жизни. Она начала собирать информацию, изучать технику изготовления альбомов ручной работы. Ей хотелось сделать такой альбом, которого бы не было ни у кого. Сейчас мне 10 лет и у меня много альбомов, которые хранят воспоминания о моем детстве, об истории моего рода и будут передаваться из поколения в поколение.
Мне интересна эта техника, ведь совершенно необязательно делать великие вещи, можно делать и маленькие, но с великой любовью. Я надеюсь, что в скором времени скрапбукинг признают направлением декоративно – прикладного искусства в России.
Или тема экологии, которая сейчас наиболее актуальна:
Экологический проект «Вторая жизнь упаковки»
1.Введение.
Что такое упаковка?
Упаковка –это визитная карточка любого товара. Сегодня в продуктовом магазине, практически, не найти товар без упаковки. Упаковка несет на себе различную полезную для покупателя информацию. Это и производитель товара, и его содержимое, дата изготовления и срок хранения. Обязательно указывается способ применения товара и, если необходимо его дозировка.
Современная упаковка имеет привлекательный и яркий внешний вид, с ее помощью более удобно хранить и пользоваться различными товарами.
2.Коллекция моих упаковок. Пластиковые упаковки.
Пластиковая бутылка из-под минеральной воды. Мне чаще всего приходится делать из неё кормушки для птиц. Но в последнее время очень популярны вот такие поделки:
В нашем саду стоит вот такая симпатичная лисичка.
На эту работы мне потребовалось: одна пятилитровая бутылка из-под воды, чтобы сделать туловище; пять полуторалитровых бутылок из-под минеральной воды, чтобы сделать лапы, хвост и мордочку. Ну, и конечно же, краска оранжевого и белого цвета.
Ещё мне очень нравятся вазы с цветами.
Для это нужно:
1 полуторалитровая бутылка из-под воды, ножницы, пенопласт. Отрезать верхушку бутылки, примерно 8см.затем вдоль нарезать одинаковые полоски, толщиной до 8мм. Затем на них в разном порядке надеть круглый пенопласт, и украсить цветными листочками из бумаги.
Картонная упаковка.
В школе мы приняли участие в акции «Посылка солдату». Вместо посылки мы придумали отправить необходимые вещи для солдат, в коробке из-под офисной бумаги. Посылка дошла. Сделаем вывод, что может пригодиться картонная упаковка.
3.Судьба упаковки после использования.
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. и т.п. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Да и в домашнем хозяйстве различные коробки, жестяные и пластиковые баночки, полиэтиленовые пакеты всегда найдут применение.
Сейчас как никогда остро стоят проблемы экологии нашей планеты. Упаковка и экология связаны тем, что значительная часть отходов состоит из использованной упаковки и упаковочных материалов.
Придумывая и мастеря вместе с ребенком различные поделки, мы воспитываем бережное отношение детей к природе с юного возраста
Например, чего только не придумаешь из пластиковых бутылок: они могут быть и брызгалками, и вазочками, и кеглями, и мишенями для городков. А можно соорудить парусный корабль и даже веник, который пригодится для уборки в доме. Не надо выкидывать и старую коробку из-под конфет, из нее получится прекрасная фоторамка для любимой фотографии. Из разноцветных крышечек от пластиковых бутылок можно сделать красивую штору!
Даря вторую жизнь старой, использованной упаковке мы тем самым очищаем нашу планету от мусора, делаем ее чище и красивей!
В нашей школе, а это Краснодарский край станица Выселки, в апреле месяце ежегодно проводится научная конференция «Умники и умницы», на которой дети защищают свои проекты. Мы опробовали два варианта оценивания детских исследовательских работ. Первый - простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степеней. Впоследствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям.
Литература
1. Всесвятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. - М., 1926.
2. Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. - М., 2001.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
4. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. - М., 1993.
5. Миллер С. Психология игры. - М. 1999.
6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2002. Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника//Детский сад от А до Я. - 2003 - № 1 -С. 62-67.
7. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей//Современные концепции одаренности и творчества. - М., 1997. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. -М., 1986. - С. 200-231.
8. Фокина Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников//0даренный ребенок. - 2002. - № 2. - С. 82-86.
9. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.