Конференции
2023-07-03 16:38 Январь 2023

ТИМБИЛДИНГ - КУРС НА УСПЕХ

Кривицкая Татьяна Леонидовна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 37 города Белово, Кемеровская область - Кузбасс

Приоритетным направлением развития государства становится развитие человеческого потенциала. Ориентиром становится профессиональный рост, творческая социальная активность.

Одна из важных задач, которую ставит перед собой МБДОУ детским садом №37 города Белово - это развитие лидерских, коммуникативных навыков педагогов через вовлечение их в творческие и социально значимые для дошкольного Учреждения, города, региона дела и события. Наибольшего успеха среди Учреждений достигают те коллективы, которые объединены в сплоченную команду, с едиными интересами и задачами. Практика показала, что успешной будет та организация, в которой действует хороший сплоченный актив, то есть команда единомышленников. Как раз эта задача одна из непростых. В её решении поможет данный проект, в основе которого положена методика Teambuilding (команд образование).

Teambuilding - это возможность лучше узнать свой коллектив. Это способ сделать общение более эффективным, важно понимать, что Teambuilding – стратегический инструмент формирования и укрепления команды, а не просто отдых с интересными конкурсами. Педагогам необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность.

Тимбилдинг должен быть увлекательным. Командные игры, совместные походы, мозговые штурмы, мастер-классы помогут сплотить коллектив.

Существует много видов тимбилдинга: командные спортивные игры и мероприятия; мероприятия творческого характера (командные конкуры, интеллектуальные соревнования, ролевые игры); активные тренинги, ориентированные на взаимодействие в команде.

Выбор формы тимбилдинга зависит от его целей, а также от особенностей коллектива.

Данный проект призван помочь дошкольной организации сформировать дружный, работоспособный коллектив.

Дошкольные организации, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, высокой рентабельности, в первую очередь, должны думать о развитии коллектива, команды. К такому выводу приходит все большее число руководителей. Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов.

Проблема. Коллектив МБДОУ детского сада №37 города Белово столкнулся с проблемами в данной сфере:

1. разновозрастной коллектив.

2. коллектив в настоящее время разделён на преданных Учреждению стажистов и имеющих небольшой опыт работы педагогов. У этих двух групп разные ориентиры, цели, потенциал в профессии.

Исходя из вышесказанного, работа администрации МБДОУ детского сада №37 города Белово с педагогическим коллективом должна быть ориентирована на сплочение. Запланированные формы работы должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в коллективе.

Вопрос обеспечения условий творческого взаимодействия в коллективе, группе или команде как педагогического средства организации воспитательно-образовательного процесса остается до сих пор мало изученным. В связи с этим, становится актуальной разработка вопроса командообразования в педагогическом коллективе как механизма управления образовательной организацией.

Данная деятельность осуществлялась поэтапно:

· сбор информации о возможных проблемах (формулировка проблемы, оценка ее важности, выявление причин возникновения проблемы);

· разработка вариантов решения (корректировка и согласование решения);

· реализация решения;

· обобщение результатов;

· оценка эффективности принятого и реализованного решения.

Без организации командной деятельности гибкость и мобильность учреждения будет затруднена.

Всё это обусловила выбор темы
нашего проекта:
«Тимбилдинг – курс на успех».

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Тимбилдинг – курс на успех»

Вид проекта – практико - ориентированный

Тип проекта- административный

Участники проекта: заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели

Целевая группа: коллектив МБДОУ детского сада №37 города Белово

По количеству участников проекта: 18 человек

Срок реализации - январь 2021г. по май 2022г.

Цель: Создание условий для формирования команды единомышленников, повышение сплоченности коллектива ДОУ, стимулирование профессионального и личностного роста педагогов ДОУ с помощью политики тимбилдинга.

Задачи:

1.Изучить теоретические основы тимбилдинга и разработать систему работы Учреждения по организации мероприятий, направленных на создание команды единомышленников. Внедрить в организацию технологию тимбилдинг.

2. Сформировать навыки успешного взаимодействия сотрудников коллектива в различных ситуациях;

3.Сформировать и усилить общий командный дух путем сплочения группы педагогов;

4. Развить лидерские, коммуникативные навыки педагогов через вовлечение их в творческие и социально значимые дела и события.

Планируемые результаты:

1.Накопление базы знаний о теоретических основах тимбилдинга. Внедрение тимбилдинга в управление Учреждением.

2. Сформированность у коллектива навыков успешного взаимодействия в различных ситуациях. 87 % педагогов активно участвуют в конкурсах международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней, акциях, коллективных творческих делах.

3.Создание сплоченной команды единомышленников.

4.Создание условий для самореализации и выявления новых лидеров среди педагогов учреждения.

Риск

1. Отсутствие опыта и недостаток знаний по применению данной технологии;

2. Неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;

3. Недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы молодым специалистам;

4. Стрессовый фактор для коллектива;

5. Затрата личного времени;

6. Отсутствие согласованности всего педагогического коллектива;

7. Эмоциональное выгорание педагогов.

Мероприятия по снижению риска:

1. Изучить теоретические основы тимбилдинга.

2. Использовать разные средства и способы мотивации, которые будут способствовать пробуждению творческой активности педагогов, вовлечению их в инновационный процесс. Участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и рекомендаций.

3. Вовлечение молодых специалистов в активную работу творческих и рабочих групп «Компьютер, и я», «Школа передового опыта», методическое объединение детского сада. Организовать совместную подготовку к семинарам, творческим конкурсам и конкурсам педагогического мастерства.

4. Проведение тренингов с педагогами.

5. Психологическая и методическая поддержка.

6. Совместные мероприятия. Создание творческих групп.

7. Проведение семинаров – практикумов, лекций, мастер-классов, тренингов с педагогами.

Средства достижения: диагностика, тесты, тренинги (психологические и игровые), диспуты, семинары – практикумы, проекты, мозговые штурмы, конкурсы, мастер-классы, совместные культурно-массовые мероприятия.



Механизмы реализации: экспресс – методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, диагностика состояния психологического климата в коллективе, личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора, утверждение проекта на Педсовете, семинар для сотрудников «Команда единомышленников», проведение итогового праздника по реализации проекта; награждение активных участников проекта, определение направлений тимбилдинговой политики в Учреждении.

Содержание проекта

1 этап. Подготовительный (январь - февраль 2021г.)

Задачи:

1. Провести анализ теоретических исследований, российского и зарубежного опыта по проблеме управления дошкольной образовательной организацией на основе тимбилдинга

2.Изучить новые технологии, направленные на сплочение коллектива



3.Определить направления работы

4.Выявить сложившиеся условия в коллективе

5.Постановить цели и задачи.

6.Составить план мероприятий.

7.Разработать программу мониторинга и проведение изучения состояния проблемы

8.Подобрать и изучить методическую литературу

9. Создать папку на рабочем столе «Педагогическая копилка»

10.Составить картотеку игр на сплочение коллектива

11.Разработать сценарии мероприятий с использованием технологии

2 этап Основной (март2021 – май 2022г.)

Задачи:

1.Организовать работу по выполнению запланированных мероприятий.

2. Апробировать технологии, методы оценки качества в условиях управления дошкольной образовательной организацией на основе тимбилдинга;

3.Реализовать программу мониторинга по изучению состояния проблемы.

Очень важно и нужно использовать вспомогательные методы сплочения коллектива в командообразовании, они помогают сократить время на создание команды специалистов–единомышленников.

В своей работе мы используем следующие направления:

1. Совместное духовно-нравственное развитие коллектива ДОУ: тренинги (психологические и игровые), мозговые штурмы, диспуты, дебаты, ролевые игры, организация и участие в акциях социальной направленности, интеллектуальные игры.

2. Забота о психологическом здоровье персонала, установление положительного эмоционального климата: самореализация педагогов в творческих и профессиональных конкурсах; проведение мастер-классов, тренинговые занятия на взаимодействие и сплочение.

3. Забота о физическом здоровье персонала. В соответствии с перспективным планом по здоровьесбережению сотрудников Учреждения в детском саду ежедневно проводятся такие мероприятия, как «Ритмическая гимнастика», «Спортивная пятиминутка», что дает положительный эмоциональный заряд и пользу для здоровья работникам дошкольного учреждения

4. Совместные культурно – массовые мероприятия: традиционные праздники, флешмобы, театрализованные постановки, мини-спектакли, литературные гостиные.

3 этап. Заключительный (апрель - май 2022г.)

Задачи:

1.Систематизировать практический материал (сценарии мероприятий, игры фото, результаты продуктивной деятельности).

2. Выпуск видеоролика «Тимбилдинг – курс на успех».

4 этап. Итоговый (май 2022г.)

Задачи: Обобщить и оценить результаты работы.

С каждым разом в коллективных поездках, мероприятиях, праздниках участвуют все больше сотрудников. Изначально в них было заинтересовано 20% от всего коллектива, на май 2020 года уже около 57% работников хотят принимать участие в жизни сада. Члены коллектива стали более активными, они предлагают новые совместные мероприятия и помощь в их организации.

Сотрудникам была предложена анкета и методика оценки психологической атмосферы в коллективе. Было опрошено 80 % коллектива, все 100% выразили свое положительное отношение к тимбилдинговой политике.

На вопрос нравятся ли Вам взаимоотношения в коллективе 72 % ответили – да, 19% - не всегда и 9% воздержались;

88% опрошенных комфортно чувствуют себя в коллективе;

94% опрошенных ответили, что очень нравятся совместные выезды, потому что отдыхаешь душой и больше узнаешь друг о друге;

На вопрос хотели ли Вы уволиться из детского сада, 88% написали «ни за что», конечно нет.

Все оппоненты высказывали положительные отзывы о тимбилдинговой политике и это, самый лучший результат нашей работы.

Коллектив нашего детского сада состоит из профессионалов и энтузиастов своего дела, они готовы поддержать друг друга, помочь, выдержать все возникающие сложности в любых жизненных условиях. Только совместными усилиями всех работников детского сада мы можем достичь высоких результатов в организации педагогической деятельности, в улучшении качества образования и воспитания дошкольников, в реализации проектов инновационного развития.

Таким образом, управленческая команда является уникальным ресурсом, который необходим для динамичной жизни и успешного развития дошкольного образовательного учреждения.

Основным ориентиром при создании команды единомышленников в детском саду выступили признаки эффективной управленческой команды:



1. Среди участников налажена эффективная коммуникация, при которой правильно и с минимальными потерями передается информация.

2. Каждый участник команды знает свою зону ответственности. При этом вся команда несет ответственность за результат.

3. В команде царит атмосфера доверия, сотрудничества, желания помогать друг другу. Без доверительной атмосферы в команде у сотрудников не будет желания приходить на работу и взаимодействовать с коллегами.

4. Участники нашей команды обладают высоким уровнем мотивации. Они осознают и разделяют командные ценности, цели воспринимаются как общие.

5. Специализация и профессионализм: Твою работу никто за тебя не выполнит.

Наличие указанных признаков повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды. Таким образом, эффект команды основан на высокой мотивации ее членов работать вместе на общий результат