Публикации
2023-09-26 11:19 2021 (№ 17-31)

Комендантова Е.А. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Библиографическое описание:
Комендантова Е.А. Основные виды работы с текстом на уроках литературного чтения // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и про себя, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

У школьников с раннего детства формируются приёмы понимания текста, которые они применяют при чтении текстов на различных уроках, таких как окружающий мир, математика, русский язык, изобразительное искусство. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений – умение учиться. В процессе такой работы у ребят появляется потребность соучаствовать, создаётся новая коммуникативное пространство урока. Таким уроком в большей степени является литературное чтение.

Литература – это искусство слова, для нее важно отражать жизнь образно. Литература воздействует на личность, чувство, мышление и воображение человека. Это воздействие осуществляется через восприятие. Воспринимая художественные произведения, мы тем сам сопереживаем героям, размышляя над их поступками и событиями, происходящими с ними.

Большое внимание на уроках литературного чтения уделяется работе с текстом, направленной на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия - УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

· Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания».

· Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста».

· Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности, которая определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития таких показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях.

Изучив примерную программу по литературному чтению, можно выделить раздел «Виды читательской деятельности», который включает в себя работу с разными видами текстов.

Основные виды работы с текстом на уроках литературного чтения:

·Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя).

·Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них.) Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней.

·Чтение (пересказ) по готовому плану.

·Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

·Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

·Инсценирование текста или отрывка.

·Выборочное чтение (с определенным заданием).

·Чтение по ролям.

·«Жужжащее чтение» - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

·Чтение цепочкой по предложению.

·Чтение абзацами.

·Чтение с пометками.

·Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из: 1. вызов (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики); 2. осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"); 3. рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое.) Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

·Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).

·Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

·"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

·Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

·Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

·Нахождение и чтение образных слов и описаний.

В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса.

На моих уроках работа по изучению литературного произведения состоит из следующих этапов:

1 этап – Подготовка к чтению, ведение в тему урока. На этом этапе учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к произведению, прочитать заглавие, имя и фамилию автора, высказать предположение о теме, героях, содержании текста. Важным этапом работы с текстом является знакомство с ключевыми словами.

Например, в 1 классе дети знакомились с произведением В. В. Бианки «Первая охота». В начале урока дети определяли, с творчеством какого нового писателя они познакомятся. Для этого, на доске были написаны фамилии трех авторов: А. Пушкин, В. Бианки, Л. Толстой и ученикам было предложено:

«- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на экране. (Из них можно выделить фамилию Бианки так, как с А. Пушкиным, Л. Толстым – уже познакомились, а В. Бианки – не знакомый писатель)

- По каким еще признакам можно выделить фамилию Бианки?

(В слове Бианки три слога, а в словах Пушкин, Тютчев - по два).

(В слове Бианки ударение падает на второй слог, а в слове Пушкин, Тютчев на первый.)

Затем, ученикам предлагалось определить название нового произведения, соединив первые буквы написанных на доске слов:

Павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.

После выполненного задания на доске появляется название произведения и иллюстрация. Ученикам был задан вопрос: «- Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрацию к ней. Предположите, о чём будет рассказ?», где дети высказывали свое мнение.

Затем дети знакомятся с биографией Виталия Валентиновича Бинки, где биографию рассказывают два, заранее подготовленных, ученика.

Перед тем как приступить знакомиться с новым произведением, была проведена небольшая словарная работа. Ученикам было предложено отгадать загаданные незнакомые слова и объяснить их значение.

Например, слово «ящерица»:

«- Отгадайте загадку.

- Кто это?

- Кто из вас видел ящериц?

- Расскажите, как они выглядят?

- Что вы о них знаете?

- Чем покрыто тело ящерицы?

- Чем отличается ящерка от ящерицы?»

2 этап Первичное целостное восприятие произведения. Первичное восприятие текста, как правило, обеспечиваются таким приемом, как чтение учителем вслух. Однако могут быть использованы и другие приемы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение – когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно.

3 этап Проверка первичного восприятия. Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого – беседа. Число вопросов должно быть небольшое:

«- Понравилось ли вам произведение?

- Что особенно понравилось?

- Назовите героев рассказа «Первая охота»?

- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?

- А как бы вы назвали этот рассказ?»

4 этап – Анализ – понимание содержания текста, главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части.

После проверки первичного восприятия, ученикам было предложено прочитать рассказ по цепочке и провести анализ прочитанного, где дети, отвечая на вопросы учителя, находили ответы в тексте и зачитывали. Например:

«- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно.

- Какие действия были правильными?

- Какое действие было неправильным?

- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?

- Какой эпизод рассказа изображён на иллюстрации?

- Каким вы видите щенка? А ящерицу?

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?»

Развитие речи учащихся происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках литературного чтения. Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основы читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного.

Таким образом, литературное чтение - это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год.

2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013.

3. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

4. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014.