Публикации
2023-09-05 15:11 2020 (№ 3-16)

Литаврина И.Н. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Литаврина Ирина Николаевна
учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка

Библиографическое описание: Литаврина И.Н. Практическая деятельность учителя начальных классов по социализации детей через реализацию программ внеурочной деятельности эколого-краеведческого направления // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

Природа щедро наградила нас своим богатством, солнцем и теплом. Человек берёт у природы всё, что ему нужно для жизни, принимает её услуги как нечто само разумеющееся. Но брать у природы, не давая ничего взамен бесконечно, нельзя. В настоящее время человечество стоит на грани экологического кризиса, то есть резкого ухудшения среды обитания. Экологическая проблема – глобальная проблема современности

В этих условиях первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание дошкольников и школьников, так как именно им принадлежит будущее. Особое значение экологическому образованию отводится на чальной школе, как ответственного этапа в становлении и разви тии личности ребенка. От степени образованности и воспитанности детей, зависит дальнейшая судьба нашей планеты. Проблемы экологии выдвигаются на первый план, необходимо углублять знания детей в этой области.

В начальной школе во внеурочной деятельности реализуются две авторские программы экологической направленности. «Экознайка», «Мой родной край»

Цель программы «Экознайка» - приобщение учащихся начальных классов к экологической культуре, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить её любить и охранять, формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, обеспечивает соответствие деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Реализуется педагогическая идея формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Планированием программы предусмотрено чередование теоретического и практического материала, пропаганда полученных знаний.

Учащиеся учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь по данной программе, год от года они обогащают свой запас знаний новыми знаниями о живой и неживой природе, природных явлениях, развивается любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных программой, у учащихся развивается мышление образное и конкретное, зрительная и слуховая память, речь, внимание, восприятие.

Программа «Мой родной край» расширяет и углубляет краеведческие знания детей. Она является продолжением программы «Экознайка», рассчитана на учеников 4 класса и направлена на формирование личности ребенка через использование краеведческого материала. При подборе материала так же учитывались возрастные особенности учащихся. Программа включает 3 направления: экологическое, литературное и историческое. Предлагаемый материал, о природе, животном мире, экологических проблемах, о культурном и историческом наследии родного края данной программы отличается доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на Федеральный образовательный стандарт для начальной школы. Изучение данной программы может быть продолжено в среднем и старшем школьном звене.

Программа закладывает основу для более глубокого изучения родного края в старших классах.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. - М.: Просвещение, 2010.

3. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.