ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Краюшкина Юлия Анатольевна педагог дополнительного образования МОУ "СОШ с. Ворсино им. К.И.Фролова"
В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования
Патриотическое и гражданское воспитание всё чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Используем такие формы работы, как выставки, конкурсы, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, круглые столы, викторины. Все они воспитывают у юных граждан чувства уважения и любви к Отечеству, малой родине.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, географии, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Важное место в данной программе занимает деятельность школьного музея Боевой славы. Школьный музей - это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта, проведение смотров строя и песни, встреч с воинами локальных войн, солдатами воинских частей. Проходят встречи с ветеранами, осуществляется организация Уроков Мужества, экскурсий. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие», «Забота» в рамках территориальной программы «Шаг навстречу», «Поздравь ветерана на дому».
Цель - развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого.
Задачи:
1. Воспитывать гражданственность и патриотизм на использовании краеведческого материала;
2. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
3. Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
4. Развитие проектно-исследовательской деятельности на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами их семьями.
5. Организация экскурсий в музей.
6. Организация работы с фондами музея (оформление книги учета).
7. Принять участие в школьных, районных мероприятиях исторической и краеведческой направленности и в смотре-конкурсе школьных музеев.
Организационно-методические основы:
- тематические беседы, лекции, уроки, экскурсии;
- встречи и консультации со специалистами;
- работа с литературой, с источниками, документами;
- фототеки, тематические стенды, сбор материала для школьного музея;
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан.
Активисты школьного музея должны знать:
- особенности работы школьного музея;
- систему музейного фонда;
- методику сбора материала.
Получить навыки: поисковой работы, самостоятельной работы с литературой, статьями из СМИ, краеведческими источниками.
Уметь: оформить результаты поисковой работы в виде отчета, доклада, картотеки, альбома, папки, презентации. Представить собранный материал в виде экспозиции, выставки; подготовить и провести экскурсию, беседу, лекцию по созданной экспозиции, теме выставки; брать и давать интервью по интересующим темам.
Место музея в учебно-воспитательном процессе школы
Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности.
На базе школьного музея проводится культурно-массовая и воспитательная работа с учётом комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы экскурсии, лекции, беседы, встречи, слёты ветеранов, конференции, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы.
Особенностями сегодняшнего этапа развития школьного музея можно назвать следующие:
- ведется работа над созданием экспозиции по истории учебного заведения, села, о выпускниках и учителях школы. Мы убеждены, что история школы - это история жизни нескольких поколений, история страны в целом и каждой семьи в отдельности. Это история нашей страны;
- идёт процесс осмысления места школьного музея в диалоге всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников, ветеранской общественности. Школьный музей превращается в полигон музейно-педагогических инноваций.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что музейно - педагогическое пространство школьного музея является интегративной развивающейся средой нового типа и становится полноправной культурологической составляющей современного образования.
- уроки истории по теме «Великая Отечественная война»: начало войны, мобилизация советского народа на борьбу с врагом, партизанская война, блокада Ленинграда и др.
- использование материала музея на уроках литературы и русского языка (диктанты и изложения по материалам школьного музея в 1-8 классах, сочинения 9-10-11 классах);
- система работы учителей литературы с использованием краеведческого материала при подготовке бинарных уроков «Война в русской литературе» (по отдельному плану).
- разрабатываются уроки внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов;
- использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков мужества, бесед, лекций и экскурсий по темам: «История создания школьного музея», «Они защищали Москву», «Ленинград в годы блокады», «Партизанское движение в годы ВОВ», «Великие земляки», «Медсестры в солдатских шинелях» и др.
4 класс «Герои Советского союза – уроженцы Боровской земли»
В музее Боевой славы проходят встречи ветеранами Афганской войны, с ликвидаторами Чернобыльской аварии, с офицерами военного гарнизона Балабаново – 1, классные часы, Уроки Мужества.
Много лет учащиеся школы ухаживают за братскими могилами в д. Добрино, за мемориалом в д. Денисово, памятным знаком в д. Коряково.
Дети нашей школы и жители села принимают участие в Благодарственных молебнах к 9 мая.
Участвуем в перезахоронениях останков погибших воинов.
Традиционно проводятся общешкольные линейки к Дням воинской славы России. Проходят конкурсы песни и строя для учащихся 2-11 классов «Статен, строен – уважения достоин», соревнования «Ворсинские богатыри».
По рекомендации Совета ветерана Боровского района и решению Совета школы администрация подготовила материал на присвоение школе имени Константина Ивановича Фролова. 5 мая 2015 года школе присвоено имя К. И.
Очень большая работа ведется с архивными материалами. Эта работа подчас не видна, но она является основой для восстановления имен, дат, событий. Для этого сотрудничаем с районным архивом г. Боровска, областным архивом.
Работа музея Боевой Славы ведется совместно со школьным историко-краеведческим музеем. Эта работа по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию оказывает большое влияние на формирование личности учащихся школы. Деятельность школьного музея привлекла внимание администрацию муниципального образования сельского поселения села Ворсино.
Был создан совместный совет по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию среди учащихся школы и населения села Ворсино, составлена программа совместной работы.
Работа анализируется и обсуждается на совещаниях при администрации МО СП с. Ворсино.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления – совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работы, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея.
Совет школьного музея работает под руководством педагога – руководителя школьного музея. При совете создаются различные группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.
Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций.
Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения в полевых условиях, владеть навыками анкетирования, заполнения полевой документации, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами и другими частными лицами, архивами, музеями и другими государственными и общественными учреждениями и организациями по вопросам комплектования музейного фонда.
Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование.
Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию – тематико-экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж и охранно-топографические описи, организует монтаж экспозиции, её художественное оформление.
Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.
Экскурсионная- просветительская, лекторская группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии, лекции. Также организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.
Группа занимается созданием буклетов, презентаций, сценариев мероприятий, викторин, заданий для квест-игры, конкурсов.
Исследовательская группа ведёт работу по развитию познавательных способностей детей, работает с литературой, справочниками, документами, знакомится с архивными материалами, обращается за помощью в сборе материалов к родственникам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом. Приобретает навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, села, района, области.
Собирательская работа
Весь материал, использованный для оформления музея, собран учащимися в ходе краеведческих и поисковых работ. Основные формы работы: походы, стационарный поиск, работа с архивными материалами, переписка с детьми и внуками ветеранов 5-113 стрелковой дивизии.
Музей Боевой славы должен стать:
- надёжным средством формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания их патриотизма;
- средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков специальной научно-профессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой и литературоведческой, поисковой, музееведческой и т. п.;
- местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых;
- центром музейно-педагогической работы в школе - не традиционным музейным учреждением, а открытой системой, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов;
- социокультурными центрами жизни школы.
ЗаключениеШкольный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а следовательно, - быть достойным гражданином своей Родины. Школьный музей активно включен в жизнь местного сообщества, местных средств массовой информации. Активное содействие общественности, местной администрации школьным музеям позволит ему стать действительно центром патриотической, духовно-нравственной и гражданско-правовой работы не только в школе, но и в регионе.
Патриотизм призван дать новый импульс духовного оздоровления народа, формирования в России и в области, в частности, единого гражданского общества. Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества, духовно-нравственного единства и фактором обороноспособности страны.