Конференции
2022-12-08 11:43 Ноябрь 2022

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Карпова Юлия Витальевна
заведующий
Минина Екатерина Владимировна
старший воспитатель
Щеглак Анжела Анатольевна
воспитатель
МДОУ "ЦРР - д\с 102 " г. Магнитогорска

Вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса является актуальным. В сложившейся теории менеджмента качество определяют как комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации считает качеством совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности.

В теории и практике менеджмента существуют базовые модели для оценки качества предоставляемых услуг. Сфера образования в данном контексте не является исключением. Продуктом труда педагогического работника является качество образовательной услуги и становится функциональным назначением управленческой деятельности в образовательной сфере. Оценить качество предоставляемых дошкольных образовательных услуг достаточно сложно, Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, таким образом, вопрос о качестве дошкольного образования, с точки зрения оценивания качества подготовки обучающихся, не имеет однозначной трактовки. До определённого момента не было вопросов о конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций, так как спрос превышал предложение из-за проблемы наличия мест в детских садах и отсутствия альтернативы. В рыночных условиях система образования претерпевает существенные изменения, которые направлены на развитие конкурентной среды, это касается и сферы услуг дошкольного образования, так как современная концепция образования рассматривает услуги дошкольного образования как начальную ступень развития гармоничной личности и сегодня мы можем говорить о встраивании государственного сектора дошкольного образования в предпринимательскую деятельность — выходе на рынок платных образовательных услуг.

Качество дошкольного образования в целом – это многомерное

синтетическое понятие. Во многих исследованиях качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, способное удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Согласно данного определения качества, главным становится понятие «качества услуги», то есть то, что удовлетворяет

требованиям потребителя. Характеристики предоставляемой услуги можно разделить в зависимости от влияний ожидания потребителя на уровень удовлетворенности услугой.

Базовой качество — минимальные характеристики предоставляемой услуги. Не создаёт ценности услуги и не ведёт к удовлетворённости потребителя услугой. Потребитель предполагает и уверен, что получит основные услуги в соответствии с ФГОС.

Требуемое качество — совокупность определённых характеристик, характеризующих техническое качество услуги, и влияет на ценность услуги и на удовлетворённость потребителя. Это может быть само помещение, оборудование, квалификация педсостава, профессиональное мастерство, спектр дополнительных образовательных услуг.

Желаемое качество неожиданные для потребителя характеристики услуги, инновационные характеристики. Напрямую не влияют на удовлетворённость потребителя, но и получают высокую оценку потребителя.

Приведённые характеристики подвержены воздействию внешних сил. Рассмотрим проблемные вопросы-противоречия у исполнителя образовательных услуг, например у дошкольной образовательной организации:

1. между ожиданиями потребителей образовательных услуг и их восприятием администрацией образовательной организации.

2. между представлением администрации образовательной организации об ожиданиях воспитанников, родителей (законных представителей) и формированием спецификации услуги.

3. между спецификацией образовательных услуг и фактическим их исполнением.

Своеобразные представления о качестве образовательных услуг можно взять в концепции маркетинга отношений и три взаимосвязанных элемента: руководство образовательной организации, персонал (педагогические работники) и потребители услуг (воспитанники, родители или законные представители). Эти элементы образуют три звена:

- образовательная организация - потребитель

- образовательная организация - персонал (педагогические работники)

- персонал (педагогические работники) - потребитель.

Для оценки эффективности управления качеством образования необходимо работать с этими тремя звеньями, а именно ставить цели и задачи, определять стратегию и тактику.

Это обращает наше внимание на то, что образовательная организация является единой системой. Ее функции чётко определены: деятельность всех сотрудников должна быть направлена на качественное осуществление функциональных задач образовательной организации. При этом деятельность сотрудников на каждом уровне управления имеет свои особенности: воспитатель обеспечивает эффективное воспитание и обучение детей, руководитель обеспечивает управления качеством образовательного процесса. Цель образовательной организации как образовательной системы – создание условий для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей. Общая система организации имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны друг с другом. Деятельный подход может быть выделен в системе: мотив – цель – содержание – методы – результаты. В то же время управленческая деятельность может рассматриваться и как процесс. По концепции В.С.Лазарева, М.М.Поташника процесс управления состоит из функций планирования, организации, руководства (мотивации) и контроля, т.к. образуется полный управленческий цикл от поставленных целей до их достижения. Функциональный подход обеспечивает целостное представление своей деятельности в виде управленческого цикла. В основе ситуационного подхода лежит конкретная ситуация, поэтому необходимо уметь правильно интерпретировать ситуацию, предвидеть последствия от применяемых методов, уметь увязывать конкретные методы с конкретными ситуациями. Этот подход исключает формальный подход в работе. А достичь максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управленческую деятельность позволяет оптимизационный подход. Очевидно, что актуально повышение научной обоснованности всех принимаемых решений в области содержания и организации воспитательно-образовательного процесса и приниматься они должны в свете объективности и доказательности принимаемых выводов. Это и есть исследовательский подход. одним из важных подходов является человекоцентрированныйподход. Название этого подхода говорит само за себя: центром внимания становится человек, личность. Об этом говорили в своих исследованиях Н.В.Немов, Р.Х.Шакуров.

Безусловно, управление – сложный процесс, разрабатываемый в науке через различные подходы, каждый из которых решает эффективно определенный круг управленческих задач. Управление качеством образования в ДОУ осуществляется на основе формулирования цели, ориентировано на запросы и ожидания
потребителей в лице государства, общества, семьи, ребенка и самих работников образовательной организации. Главная черта управления – предотвращение ошибок и отклонений. И в основе лежат идея о самоценности детства и важности гуманизации образования. Ведущими педагогическими условиями эффективного управления качеством образования в дошкольном учреждении являются:

- наличие "развёрнутой" номенклатуры показателей качеств (образовательный процесс, его подпроцессы и элементы), количественно раскрывающих его свойства, и компетентное использование её руководителем и педагогическим коллективом;

- построение организационной структуры управления на принципах сочетания линейно - функциональных и программно-целевых структурных единиц, централизации и децентрализации, углубления интеграционных связей;

1. реализация руководителем стиля управления, отличающегося опорой на гуманистические и демократические традиции, адаптивностью, деловитостью, новаторством, высокой степенью квалитологической компетентности, ядром которой выступает осознание необходимости организации управления качеством образования и понимание его сущности.

Успешная реализация цели системы оценки качества образования (установление соответствия имеющегося качества образования в образовательной организации) через использование специальных контрольных процедур по всем определенным критериям оценки качества образования дает возможность системно «видеть» проблемы, решение которых позволяет эффективно управлять качеством образования.

Список литературы:

1.Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление, - М., 1990.

2. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореф. канд. пед. наук. - М., 1998. 21 с.

3. Гершунский Б.С. О научном статусе и прогностической функции педагогической теории // Советская педагогика. - 1984.- №10.- С.67-72.

4. Васин С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для бакалавриата и магистратуры /С.Г.Васин.- М.: Издательство «Юрайт», 2014.- 404 с.

5. Инновационные процессы в образовании / Под ред. Зазвягинского В.И. -Тюмень, 1990.

6. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. / Редактор- составитель Т.И. Оверчук.- М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2002,-240с.